Новая эпоха – новое поколение. На смену бумерам (так наз. поколение беби-бумеров – людей, родившихся в период с 1940 по 1959 г. (иногда 1946-1964 гг.) – Ред.) пришли миллениалы и зумеры – толерантные, открытые и свободные. Почему нынешние молодые люди настолько отличаются от своих родителей и чего ждать от них в будущем? Об этом мы поговорили с доктором социологических наук, профессором социологии Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ Еленой Омельченко.
Разрыва между поколениями – нет
Елена Банокина, SPB.AIF.RU Елена Леонидовна, откуда взялся термин «теория поколений»? И почему к устоявшемуся разделению на бумеров и зумеров социологи относятся скептически?
Первым разработчиком теории поколений стал в 20-е годы XX века немецкий философ Карл Мангейм. Однако в наши дни чаще всего цитируют концепцию американцев Уильяма Штрауса и Нила Хау, создавших циклическую Теорию поколений. Но, стоит отметить, их идеи используются не всегда корректно. Поясню. Ключевая мысль труда Мангейма заключается в том, совместно переживаемые катаклизмы (войны, экологические катастрофы, кризисы) переворачивают ценностный мир человека, создают определенные реакции, по которым люди в дальнейшей жизни могут узнавать друг друга – «поколенческое сознание». Это может быть специфический юмор, музыка, книги, анекдоты, язык. А Штраус и Хау описывают исключительно западное, американское общество в историческом контексте. И переносить автоматически эти идеи в наш, российский, контекст некорректно. Поэтому этот подход мы используем, в то же время стараясь быть критичными и рассматривать различия внутри молодежных когорт – связанные с гендером, местом проживания и семейной историей. У каждого поколения есть общие черты, но это не значит, что рожденный в определенную эпоху похож на своего современника – среда и культурный процесс формируют отличия. А все характеристики – и положительные, и отрицательные, – которыми наделяется новое поколение, воспитываются предыдущим. То есть не существует кардинального разрыва между поколениями – наоборот, мы стремимся подчеркивать преемственность.
50 особенностей Generation Z
– Когда родились первые представители поколения Z? И каковы самые выразительные их черты?
– Определение года, от которого ведется отсчет нового поколения, условно. Мы берем период от конца 90-х – начала 2000-х до 2005-2007 годов и считаем родившихся в это время поколением Z, «зуммерами». У этой группы можно выделить более 50 ярких отличительных особенностей – конечно, не отдельными характеристиками, ведь мы говорим в целом о поколении.
Я могу точно судить о более высоком уровне толерантности, которого еще лет пять назад не наблюдалось. Нынешняя молодежь в разы спокойнее своих старших соотечественников, терпимее к существующим в мире различиям: этническим, религиозным, сексуальным, телесным. Это произошло благодаря увеличению каналов информации – есть интернет и возможность путешествовать по миру, что дает возможность знакомиться с разными вариантами жизни. Вообще, бОльшая включенность в информационное пространство позволила зумерам избавиться от свойственных их родителям поколенческих синдромов, сформированных советским временем: страха высказывать свое мнение, боязни критики, тревоги из-за любых изменений. Сейчас у 15-20-летних формируется обоснованная точка зрения, шире горизонты, нет зависимости от пропаганды. А личность человека определяется не только внешним видом.
Однако не все Z такие. Остаются группы, ориентированные на соответствие стандартам красоты. В этом плане интересно соседство бодипозитива (полного принятия своего тела – Ред.) и индустрии красоты, когда гонишься за выдуманным, модельным идеалом. Сейчас каждый выбирает свое – очень актуально и модно иметь индивидуальную стратегию, траекторию выбора.
Но не стоит забывать, что у не всех есть возможность этот выбор реализовать. Одно дело – дети из семей со средним и высоким уровнем дохода, и совсем другое – находящихся в трудной жизненной ситуации. Например, выходцам из малообеспеченных или мигрантских семей подобная вариативность может быть недоступна. Ведь дело не только в информационном пространстве, но и среде, где юноши или девушки воспитываются, растут, социализируются. Они могут видеть через интернет другую жизнь, но в закрытых обществах (например, небольших поселках, диаспорах) – свои установки. И общественное мнение не всегда охотно признает новшества и открытость.
Не ставьте диагнозы!
– Люди старшего поколения сетуют на то, что молодежь не умеет общаться. Уже нет дворовой культуры, подростки ушли в онлайн. Это может быть угрозой обществу будущего?
– Я с этим не согласна. Дети продолжают дружить, общаться, просто это приобрело иные формы, а характерное для предыдущих поколений детство ушло в прошлое. Советское время кончилось, а вместе с ним – коллективизм и коллективная ответственность. Начал диктовать свои правила рынок. Все более популярными становятся индивидуальные стратегии жизни, ориентация на личную сферу. Родители максимально инвестируют в зумеров и с самого раннего возраста учат детей принимать участие и побеждать в как можно большем количестве соревнований, конкурсов, формировать своего рода портфолио личных достижений. Теперь собственный успех и стремление к саморазвитию – тренды, наиболее значимые для молодых, они хотят быть конкурентными, владеть современными навыками, иметь перспективы. И такую позицию нельзя назвать эгоцентризмом – это просто другая жизненная линия. Я не думаю, что она негативно отразится на будущем обществе. Полного отказа от коллективизма не произойдет – мы будем продолжать общаться. А вот стремление к независимости, формирование индивидуальной истории даст возможность создать социум свободных людей, которыми будет трудно управлять и манипулировать.
– Многие убеждены, что нынешняя молодежь несамостоятельна, хотя и более образованна, чем их родители, дедушки и бабушки.
– Я бы не стала ставить молодому поколению диагнозы. Да, зумеры более продвинуты в цифровой культуре, у них подвижный ум – даже в плане гендерных ролей (например, сейчас норма, если мальчик вышивает, а девочка выходит на татами). Но нельзя думать, что они превосходят своих родителей в умственных способностях, так как умеют настраивать телефон, или слабее физически – потому что не могут колоть дрова и носить ведра на коромысле. Что касается отсутствия самостоятельности – да, сейчас много говорят о продлении границ молодости до 35 лет и старше. Это связано с меняющейся жизнью и условиями, когда даже для работающей молодежи главным подспорьем остается материальная помощь взрослых. Дети могут получать ее и в 25, и в 30 лет, при этом не особо интересуясь жизнью родителей. Да и сами мамы-папы стремятся максимально оградить их от экономических трудностей. И именно поэтому новое поколение может недооценивать сложности реальной ситуации.
– Какое будущее ждет поколение Z – то есть тех, кому сейчас от 22 до 13-ти?
– Социологи говорят об изменении так называемых поколенческих контрактов – характера коммуникации между взрослыми и детьми. Сейчас меняются условия передачи наследства – во всех смыслах: экономическом, культурном, социальном. Некоторые исследователи считают, что нынешняя молодежь будет жить хуже, чем их родители. Рожденные на стыке тысячелетий застают общество в кризисной ситуации: рынок труда заполнен, топовые места никто не будет спешить им отдавать. Формируются и неравенства внутри самого поколения – старшие «зуммеры» уже определились с рабочими местами и не уступят позиции тем, кто на 5-10 лет младше их. Отсюда – и свойственный современным молодым людям культ состязательности и недоверия друг к другу.
Вероятно увеличение числа семейных трагедий – противоречие между старыми формами и современными условиями жизни стало очевидным и обостряется с каждым годом. То есть родители будут ждать помощи и заботы (например, в старости), а дети могут начать отказываться выполнять свои моральные обязательства, заменяя их рыночными практиками – юридическими формальными контрактами и договорами. Однако и в этой ситуации найдется выход. Мне кажется, старшие и младшие постепенно найдут общий язык, взаимопонимание и новые формы доверия, вместе адаптируясь к новому времени и его вызовам. Кроме того, как показывают наши исследования, зумеры более чувствительны, эмоциональны и довольно плотно включены в семейные узы. А большинство мрачных прогнозов объясняются тем, что новые поколения в течение всей истории человечества вызывали у взрослых панику и тревогу. Однако потом вырастали, сами взрослели, рожали и воспитывали детей, более или менее нормально вписываясь в общество. При этом они создавали совершенно новые нормы и ценности жизни, а на смену им снова приходила молодежь, и все повторялось снова.