Какие опасности грозят нашей цивилизации в XXI веке? Ядерная война? Всемирный потоп? Столкновение с кометой? Не исключено. Однако с большей вероятностью человек может исчезнуть с лица Земли просто по... законам эволюции. Доктор наук, профессор Всеволод ЗУБАКОВ, выпустивший недавно брошюру "Эндоэкологическое отравление и эволюция: стратегия выживания", считает, что если в ближайшие два-три года люди не прозреют, то в лучшем случае уступят место киборгам, а в худшем разум вообще исчезнет с лица Земли.
Вымрем, как... бактерии-пионеры?
- Всеволод Алексеевич, неужели природа или Бог уничтожат свое лучшее творение - человека? И через что придет погибель?
- С точки зрения истории планеты, человек скорее не "венец творения", а всего лишь очередной лидер эволюции. В прошлом были другие лидеры, в будущем им тоже может стать не человек. А "погибель" придет из-за того, что эти лидеры отравляют среду продуктами собственной жизнедеятельности. Дело не просто в плохой почве, воде и воздухе - еще большую опасность таят электронно-информационный шок, технологическая возможность самоуничтожения человечества и, самое главное, - ЭЭО, эндоэкологическое отравление тяжелыми металлами, радионуклидами и химическими токсинами.
- Кто был "лидером" до человека и почему он сдал свои позиции?
- Пионерами жизни на Земле были метаногенные и серозависимые бактерии. Примерно 3,5 миллиарда лет назад в лидеры вышли бактерии цианея - они поглощали углекислый газ с азотом и в процессе жизнедеятельности выделяли кислород. Кислород был ядом для архебактерий, но до поры до времени накапливаться ему не давали вулканы, выбрасывавшие двухвалентное железо. Но 2 миллиарда лет назад вулканизм пошел на убыль. Когда кислорода стало слишком много, у пионеров жизни началась лавинообразная мутация - следы их вымирания представлены в форме нефти, газа и графита в отложениях соответствующего возраста. Возникла принципиально новая форма жизни - клетка с ядром, из которых состоим и мы.
Сейчас работают те же механизмы эволюции, что и 2 млрд лет назад. Только теперь лидер - человек, а продукт его жизнедеятельности - тяжелые металлы, радионуклиды и химические токсины. Они отравляют межклеточную среду ядерных организмов, причем ЭЭО распространяется со скоростью эпидемии. Описавший это процесс Юрий Левин показал, что с ЭЭО человек может бороться даже в одиночку. Но я вижу в ЭЭО болезнь не человека, а человечества, потому что оно угрожает всей биосфере. В определенный момент начнется лавинная мутация генов и вымирание современных высших организмов.
- И как скоро это произойдет?
- Медики говорят, от 50 до 200 лет. Я же считаю, что мир находится на полпути от глобального экологического кризиса (ГЭК) к тотальной экокатастрофе (ТЭК). ЭЭО началось лет 30-40 назад, мутации в "горячих точках" уже идут, и лет через 30-50 могут стать лавинно-необратимыми. Из ГЭК выйти можно, из ТЭК нельзя. Схожий срок - середина ХХI века - называют и прогнозисты, анализировавшие другие параметры, например темпы роста промышленного производства.
Дорога в пропасть
- Что же, ООН и правительства ведущих стран не знакомы с этими данными?
- 95 % человечества и его элиты не понимают, где оказался наш мир и почему он там оказался. В 60-70-е годы прошлого века ряд ученых - Коммонер, Печеи, Медоузы и др. - разбудили общественность от "экологической спячки", и ООН в 1972 году созвала в Стокгольме Первую конференцию по проблемам окружающей среды. Но человечество по сей день пребывает в плену иллюзий, причем сама ООН эти иллюзии и посеяла. Через 20 лет после Стокгольма аналогичная конференция в Рио-де-Жанейро приняла Декларацию о поддерживающем развитии мира. Все решили, что для выправления экологической ситуации либо делается, либо скоро будет сделано все необходимое. Провал недавнего форума в Йоханнесбурге показал, что делается слишком мало. Современное человечество можно уподобить слепцам на картине Питера Брейгеля, которые цепочкой шагают в пропасть вслед за упавшим с обрыва поводырем.
- А кто в таком случае наш поводырь?
- До сих пор им была политическая элита государств. Но сейчас фактическим поводырем становятся транснациональные корпорации (ТНК), думающие только о своей выгоде. Финансовым олигархам, в том числе российским, нужен глобальный рынок - чтобы в формально суверенных, а на самом деле слабых государствах, "пипл" их продукцию "хавал", позволял размещать на своей земле экологически грязные фабрики и захоранивать токсичные отходы. Господство ТНК меняет и классовую структуру общества. Если в 1960 году соотношение доходов 20% богатых и 20% беднейших людей составляло 30:1, то в 1989-м уже 59:1, а через 20 лет может составить 170:1. В США 1% населения контролирует 39% валового национального продукта. И никакая ООН на ТНК повлиять не может - как метко заметил в 2001 году генеральный секретарь этой организации Кофи Анан, "экономика стала глобальной, а политика осталась локальной".
- Но эти корпорации создал рынок. А экономисты второе столетие учат нас, что рынок сам все стихийно отрегулирует...
- Да, рынок привел развитые страны к вершинам научно-технического прогресса. Но не за просто так, а за счет ресурсов остального мира. Чтобы выжить, человечеству придется отказаться и от стихийного рынка, и вместе с ним - от природопокорительного мировоззрения. 10 тысяч лет назад наши предки отказались от жизни в союзе с природой, чтобы выжить. Вымерли мамонты, и людям пришлось эксплуатировать скрытые возможности биосферы - одомашнивать растения и животные, делать машины и искать для них источники энергии, придумать частную собственность и государство. Весь научно-технический прогресс строился на эксплуатации природы сверх всякой меры, и вот результат - мы на краю пропасти. К союзу с природой надо вернуться, потому что биосфера уже на наших глазах переходит в техносферу.
Киборги - это реальность
- То есть машины могут заменить людей? Неужели сказки про цивилизацию роботов окажутся былью?
- Еще 12 лет назад я писал, что прототипом киборгов - симбиозов человеческого мозга и биоинженерных устройств - служит наша ядерная клетка. Председатель Госкомэкологии Данилов-Данильян, рецензируя мою брошюру, поднял мой прогноз на смех, уподобив киборгов лешим и привидениям. А в 1995 году на Лондонском конгрессе робототехники профессор Кевин Уорвик продемонстрировал своих "Семь гномов" - роботов с электронным мозгом на уровне интеллекта насекомых. Скорость эволюции их мозга в тысячи раз превосходила скорость эволюции мозга наших предков.
- Как скоро появятся первые серийные роботы с искусственным интеллектом?
- Специалисты НАСА в 1997-м писали, что "лет через 10-20". Исследования, направленные на создание искусственного интеллекта (ИИ) и его носителя, равно как и исследования в области биотрансформантов, финансируются без ограничений. Первые Е-существа, правда, не будут иметь тела для самостоятельного движения, а их мозг будет стоить несколько миллионов долларов. Зато в него можно переписать с любого человеческого мозга все, вплоть до эмоций. В определенном смысле это и будет переходом людей в бессмертие. Для эволюции вообще это, наверное, хорошо, поскольку экспансию Разума в дальний космос может осуществить только ИИ. Но бессмертной прежде всего станет элита мира ТНК и обслуживающие ее ученые, в совокупности - несколько сотен миллионов людей. И то на время.
- Что же в таком случае ожидает человека?
- Получая новую информацию в огромных объемах, Е-существа станут быстро отдаляться от людских "родителей". Как только они обретут тело и способность передвигаться, на эволюционном дереве возникнет новый ствол - искусственная жизнь. Человечество потеряет роль лидера эволюции и, скорее всего, будет уничтожено конкурентом. Как биологический вид, Homo sapiens, по-видимому, сохранится в немногих тысячах экземпляров в качестве экспоната зоопарков и объекта экспериментов.
Быть или не быть?
- И каковы наши шансы остаться лидером эволюции, а не экспонатом зоопарка?
- У прежних лидеров не было выбора, у человека он есть. Нужно заменить стихийную эволюцию на сознательную, и даже управляемую. Человечеству, чтобы совершить скачок в новое качество истории, придется пойти на революционные изменения своей жизни и сознания. Должен возникнуть новый гомеостазис - не племен с кормящими их биоценозами, как в каменном веке, а объе-
диненного человечества со всей биосферой. Упрощенный аналог - пчелы, опыляющие цветущие в округе растения. Для этого придется первым делом установить оптимальное соотношение численности населения и емкости экосферы Земли.
- То есть, в переводе на нормальный язык, придется ограничить рождаемость?
- Придется. Конечно, на Земле должно остаться не 700-800 миллионов человек, как полагают некоторые, а где-то между 3 и 1,5 миллиарда. Пример Китая показал, что двигаться в этом направлении можно. Но очень важно, чтобы депопуляция проводилась одновременно с ликвидацией нищеты и прочих форм социального неравенства. Должен работать консенсунс - жители богатых стран отказываются от привычек и морали общества потребления, а жители бедных - временно - от рождения второго ребенка. Жителей стран с нулевым приростом населения это, естественно, не касается.
- Кто ж сегодня в Европе или Штатах откажется от привычной жизни, а в каком-нибудь Афганистане, где кормятся и защищаются семьями, - от рождения детей?
- Конечно, такое возможно только для реально объединившегося человечества, Коллективного разума. Чтобы поменялось мировоззрение, нужен бесплатный, обязательный для всех и финансируемый ООН Эковсеобуч - 15-летняя программа глобального экологического воспитания и образования. После него должен состояться Всепланетный референдум. Дефицит времени колоссален: человечество может выжить, только если в ближайшие 2-3 года ООН даст толчок к Всеобщему движению за выживание и сама станет во главе него.
Наша гибель не неизбежна. В век информации люди уже способны создавать "нами творимое будущее". Но должен появиться духовно и нравственно новый человек, Homo aхios, Человек достойный, который прозреет и поймет, что мир потребления - это коллапс. Выжить можно, только если на смену конкуренции придет сотрудничество, только на основе компромисса и терпимости. По сути, быть нам или не быть, зависит от того, станет ли эта задача для человечества главной для двух ближайших десятилетий.