Хочу стать предпринимательницей, но часто слышу, что "бизнес - не женское дело". Правда ли, что женщина ведет бизнес иначе, чем мужчина, и ей труднее в нем преуспеть? Есть ли особенности женского бизнеса? В каких именно секторах рынка дамы преуспевают? Н. Гуляева
В Петербурге почти треть руководителей предприятий малого и среднего бизнеса относятся к слабому полу. Так что представление о том, что "бизнес -не женское дело", не подтверждается.
Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что некоторые особенности женского бизнеса, действительно, существуют. Например, женщина в бизнесе редко рискует "очертя голову". Открывая свое дело, она очень редко прибегает к банковским кредитам, стараясь обойтись минимумом средств. Если мужчина часто начинает с того, что берет кредит, арендует шикарный офис, делает евроремонт, покупает дорогую оргтехнику, иномарку и т.д., то женщина экономит каждую копейку и не склонна демонстрировать внешние атрибуты богатства. Поэтому "женские" фирмы более устойчивы, чем "мужские", они реже терпят крах.
Другая особенность женской психологии состоит в том, что женщина более законопослушна, чем мужчина. Ей труднее выйти за рамки норм закона и морали. Вынужденная в силу обстоятельств нарушать закон - а в современном российском бизнесе без этого трудно обойтись, - она чувствует сильный душевный дискомфорт, страдает. Некоторые даже уходят из бизнеса. Иногда, наоборот, выйдя за рамки общепринятых норм, дамы "идут вразнос" и могут пойти на крайние формы противоправных действий. Эту психологическую особенность давно заметили специалисты по женской преступности и врачи-психиатры.
По данным Международного института "Женщина и управление", 21% питерских предпринимательниц работают в области информационных услуг, 18% оказывают бытовые услуги. Далее идут образование, социальная помощь, издательские услуги, производство продуктов питания, медицина, отдых, туризм.