Впрочем, за границей эти этические вопросы ни критиков, ни зрителей не волнуют хотя бы по той причине, что Бунина мало кто знает. Режиссер рассказал, как при подготовке к съемкам побывал во французском городе Грассе, где Бунин прожил 18 лет и стал Нобелевским лауреатом. Входя в мэрию Грасса, Алексей наивно предполагал, что стоит назвать имя Бунина, ему тут же с радостью укажут адрес писательской виллы. Но потребовалось четыре часа напряженных поисков, в которые включились и полиция, и местное экскурсионное бюро, прежде чем одна древняя старушка указала здание. Когда-то рядом с виллой лежал камень, на котором была мемориальная надпись, но режиссер обнаружил его валяющимся далеко в стороне... Зато история, происшедшая в Крыму, где шли съемки, показала, что у нас Бунина уважают, и дала режиссеру уверенность, что он находится на верном пути. Простые рабочие из группы, несколько дней наблюдавшие за артистами, подошли к исполнителю главной роли Андрею Смирнову с томиками Бунина и просьбой: "Иван Алексеевич, подпишите, пожалуйста".
Учитель вовсе не ставил целью, чтобы после его картины кто-то взял в руки Бунина, хотя все может быть. Для него интереснее заглянуть во внутренний мир, показать обстоятельства жизни великого человека. Ну а в реакции публики важно, может быть, самое простое:
- Увиденную историю каждый пропускает через себя, сопереживает. Чем сильнее, тем крепче ниточка между экраном и зрителем. На следующий день после показа в Сочи я покупал в киоске воду. Продавщица говорит: "Видела вашу картину. Как начала плакать, так до конца и не могла остановиться". - "Почему? Что-то подобное в жизни было?" - " Нет, но мне так всех жалко. Это же про нашу женскую долю". Вот практически идеальный результат, которого хотелось бы достичь.
- И еще - чтобы как можно больше зрителей картину увидели?
- В октябре был на пяти кинофестивалях, в ноябре предстоит еще шесть. Кстати, в Америке на одном из просмотров побывал сам знаменитый создатель "Звездных войн" Джордж Лукас, который потом прислал мне по факсу письмо с теплым отзывом. Мне важно, что картину видят в Америке еще и по той причине, что она выдвинута на "Оскара" как одна из лучших иноязычных, но члены нашего отборочного комитета не могли мне толком объяснить, как и когда она будет переправлена в Американскую киноакадемию. Если говорить о России, хочу разобраться, что же происходит с нашим кинопрокатом. Откровенно сказать, уже очень от всех этих забот устал, но ситуация такая, что все нужно делать самому.
- А какой из моментов создания фильма вам наиболее интересен?
- Когда отбираешь актеров, тут просыпается инстинкт охотника и радость точного попадания. Все отмечают совпадение артиста Андрея Смирнова и его персонажа. От этой внешней схожести у моей постоянной сценаристки Дуни Смирновой - дочери Андрея и родилась идея ленты. Когда мы закончили предыдущую картину "Мания Жизели", Дуня в шутку сказала: "А теперь снимем о Бунине. Папа нам сыграет".
А еще я люблю процесс монтажа, когда, как пасьянс, складываешь картину. Она во многом отличается от сценария. Например, сюжетный ход, связанный с дневником жены Бунина, мы придумали в последний момент.
- А вы сами ведете дневник? Или ваша жена?
- Я - нет. Супруга Кира Саксаганская, по профессии переводчица, на этой картине стала моей помощницей, занимаясь международными связями и переговорами. Она не ведет дневник наших взаимоотношений, но на ней все документы, переписка. Можно сказать - дневник фильма "Дневник его жены".
- На пресс-конференции один журналист обратился к вам: "Учитель!" Прозвучало торжественно...
- У меня на такие штуки есть стандартный ответ: "Можете называть меня завучем". А вообще фамилия не редкая. Прихожу в Москве в одно официальное заведение, представляюсь, и вдруг они страшно засуетились. Чувствую, что-то не то... Оказалось, по их округу депутат московской Думы с такой же фамилией. Ну а если вы намекаете, не возомнил ли я себя мэтром, учителем, снимая фильмы о нашей истории и замечательных людях, в то время как большинство режиссеров стараются сделать что-то побыстрее и подешевле, то претензий у меня нет. Как нет предубеждения перед любым жанром - все хороши, важен уровень подачи. Мы с Дуней уже несколько лет думаем о фильме с современной тематикой.