Сотрудники ГУВД Санкт-Петербурга и области призывают горожан "дактилоскопироваться". То есть прийти в отделение милиции и оставить свои отпечатки пальцев. Дело это совершенно добровольное: хочешь - приходи, не хочешь - по закону никто тебя не может заставить. Обязательна дактилоскопия только для тех, кто призывается или проходит военную службу, является сотрудником силового ведомства, или если работа связана с повышенным риском для жизни. Эта процедура вызывает массу вопросов: от "зачем это нужно?" до "не пытаются ли всех нас "сосчитать?" и даже "чем нам это грозит?"
Добровольно, но необходимо
Все знают, что у каждого человека индивидуальное и неповторимое, как говорят ученые, "строение папиллярных узоров пальцев рук". В некоторых обстоятельствах без дактилоскопии просто не обойтись. Например, по "пальчикам" гораздо проще установить личность, как сказано в тексте, составленном ГУВД, "граждан, которые по тем или иным причинам совершенно не помнят, кто они и откуда". Внесение в картотеку пожилых людей должно исключить махинации с их собственностью и личными документами. Также гораздо проще, располагая дактилоскопической информацией, идентифицировать неопознанный труп.
Чтобы пройти добровольную дактилоскопию, нужно прийти в паспортно-визовую службу по месту жительства, написать заявление и оставить отпечатки пальцев. Почти как во всенародно любимом фильме: "Опись, протокол, сдал, принял: отпечатки пальцев".
"Государственная дактилоскопическая регистрация - дело добровольное, но очень необходимое и проводится только в Ваших интересах", - говорится в призыве милиции.
В привычном ожидании подвоха
В процитированном тексте приводятся примеры страдающих склерозом людей, "детей-бегунцов", неопознанных трупов: Но почему-то ничего не говорится о борьбе с преступностью. Всем известно: найти преступника удобнее всего именно по отпечаткам.
А вот здесь, как ни странно, и начинается то, чего многие совершенно справедливо опасаются. Допустим, вы пришли в магазин, где волей-неволей оставили свои отпечатки пальцев, а через десять минут этот магазин ограбили. Вы попадаете под подозрение. Конечно, все потом выяснится - в лучшем случае, но нервы вам помотают изрядно, в этом сомневаться не приходится. И вообще - мало ли где могут остаться ваши отпечатки? И всякий ли случай окажется "лучшим"?
Сегодня любая дополнительная информация о человеке вызывает у него страх. Давно уже прекратили выпускать телефонные справочники с адресами и телефонами горожан. Но это не проблема, на рынке легко можно купить компьютерный диск со всевозможными базами данных - адреса, телефоны (как людей, так и фирм), номера машин, номера мобильных телефонов: И воспользоваться ими можно как с благими намерениями (выяснить необходимый телефон), так и с самыми недобрыми.
Откуда появились эти базы данных? Что тут гадать, в конечном счете оттуда, где они составлялись!
Так где гарантия, что в скором времени в "свободной продаже" не появится база данных с дактилоскопической информацией? А уж ею при умении воспользоваться можно совсем уж нехорошо - скажем, убить или ограбить, а на месте преступления оставить ваши "пальчики". Простор для изощренного ума необозримый...
Конечно, все эти страхи могут вызвать усмешку и подозрение в паранойе. Только не в нашем народе, который давно и традиционно с настороженностью следит за любыми нововведениями милиции и спецслужб. Вот так же и добровольная дактилоскопия - а ну как очередной подвох?
Думайте сами, решайте сами
Может быть, чаще всего таких подвохов опасаются правозащитники. Что думает о добровольной дактилоскопии Юрии Вдовин, заместитель председателя общественной правозащитной организации "Гражданский контроль"?
- Лично мне дактилоскопическая регистрация не кажется унизительной процедурой, - говорит он, - по-моему, это то же самое, что фотография в паспорте. Хорошо уже то, что она облегчит идентификацию личности и розыск преступников. Кроме того, мне кажется, что со временем отпечатки пальцев или что-то в этом роде станут решающим "документом", удостоверяющим личность. Их труднее подделать, чем, скажем, фотографию в паспорте. О нарушении прав здесь говорить не приходится, так как дактилоскопия является совершенно добровольным делом. Каждый решит для себя сам.