Чем закончился конкурс на лучший проект памятника 300-летию Петербурга? Принято ли окончательное решение? А. Ромашкина
Какие памятники установят в ближайшее время в нашем городе? Что планируется поставить к 300-летию? С. Доброселов
История с монументом, посвященным 300-летию Петербурга, оказалась в высшей степени поучительной. По мнению зам. председателя жюри А.Г. Ананова, конкурс не выявил такого проекта, который стоило бы реализовывать, и потому на Мытнинской набережной, скорее всего, будет установлен только закладной камень. По нынешним временам, когда торжествует дурновкусие и в абсолютном большинстве случаев все решают не эстетические соображения, а деньги и настойчивость спонсоров, желающих увековечить память о себе в камне и бронзе (см., например, рекламный список спонсоров, выбитый на тыльной стороне постамента памятника Гоголю на Малой Конюшенной), это смелое и принципиальное решение. Скульпторов поразила какая-то эпидемия творческого бессилия, а в сочетании с другой эпидемией, охватившей городское и районное начальство, - эпидемией скульптуромании, ситуация становится опасной для облика города.
Хорошо хоть, что эту громко разрекламированную затею с "главным монументом" городские власти вынуждены будут тихо спустить на тормозах, не акцентируя внимания на упадке творческой силы и торжестве халтуры.
В этом году можно ожидать установки в экстерьере не менее восьми объектов декоративного и монументального искусства (без учета мемориальных досок и надгробий). Самым первым должен стать созданный Л.Н. Сморгоном "Памятный знак женщинам-воинам Ленинградского фронта, бойцам МПВО", который 7 мая откроют на брандмауэре на Кронверкской улице. Глухая кирпичная стена, к ней прикреплен контрфорс - кирпичная подставка, выполняющая и художественную функцию. На контрфорсе, высоко над землей, стоит бронзовая женская фигура. Подсветка имитирует лучи прожекторов во время воздушной тревоги. Просто и экспрессивно. Лишь бы стена не рухнула под тяжестью памятника.
Следом идет памятник Александру Невскому на площади перед Лаврой по проекту В.Г. Козенюка (1938-1997), который реализуют А.А. Пальмин и брошенный ему на помощь А.С. Чаркин. Князя Невского верхом на коне, в полном вооружении выезжающего на Невский проспект громить басурман, собираются открыть 9 мая. Впрочем, не будем торопить события, судьба памятника очень долгая, первый раз его собирались открыть 12 сентября 1999 г., а затем пять раз (!) переносили дату, из-за того что уровень мастерства "монументоделов" не соответствовал сложности задачи. Но усердие, как известно, все превозмогает. Об этому "русском Зигфриде" спорили пять лет, его установка споры только подогреет.
Далее идут два "дипломатических" памятника, символизирующих "дружбу народов". Во-первых, бюст американского адмирала квинси адамса к приезду Дж. Буша (якобы поставят в Кронштадте, хотя поначалу посягали на Александровский сад), во-вторых, памятник Низами (скульптор Г. Бабаев, подарок П. Бюль-бюль-оглы), открытие которого ожидалось еще осенью прошлого года к приезду азербайджанского президента Г. Алиева, но не состоялось. Бронзовое изваяние лежит на складе Смольного с 1996 г., постамент давно готов - в сквере между домами 25 и 27 по Каменноостровскому проспекту. Но надо помнить, что, как правило, "дипломатические" монументы наиболее провальны с эстетической точки зрения (ближайший пример - памятник Шевченко). Тем более, какое отношение Низами имеет к Петербургу? Кстати, совсем не исключено, что Низами и к Азербайджану не имеет отношения: в годы, когда он жил, Азербайджана еще не было.
2 июня во дворе Института микрохирургии глаза откроется бюст знаменитого офтальмохирурга Святослава Федорова (скульптор Л.К. Лазарев), летом на Среднем Суздальском озере откроется авторский сквер Д.Д. Каминкера со скульптурой "Гребец", выполненной в технике мегалитических сооружений древности. 17 сентября 2002 г. в Сестрорецке, в День города, планируют открыть бюст хоккеиста и футболиста Всеволода Боброва. И наконец, осенью на площади Сахарова будет открыт памятник академику Сахарову (скульптор Л.К. Лазарев, архитектор И.Г. Уралов), пожалуй, самый интересный из всех готовящихся. Сахаров здесь будет показан не как физик и правозащитник, а как существо не от мира сего, каким он на самом деле и был. Тонкая в концептуальном отношении работа.
Число памятников и декоративных скульптур, которые собираются воздвигнуть к 300-летию, вообще не поддается учету и счету. Это именно эпидемия. В разное время планировались к установке около 50 конкретных объектов, но, скажем, приехавший в наш город 12 апреля З. Церетели (специально для переговоров с городским руководством) настойчиво собирается одарить Петербург целой ротой изваяний исторических персон, действовавших в течение трехсот лет, число которых заранее не оговаривается (30? 50? 100?). Слава богу, этот скульптурный штамм будет отправлен на отшиб - в еще не существующий парк им. 300-летия Петербурга (юго-западная оконечность Приморского района), и ничего на этих пустынных и затопляемых берегах Невы даже изделия фабрики им. Церетели не смогут испортить.