В павильонах "Ленфильма" заканчиваются съемки картины под названием "Рагин". Пожалуй, только знатоки творчества Чехова вспомнят, что так звали доктора, героя рассказа "Палата N 6". Создатели картины хотят, чтобы благодаря ей это имя стало нарицательным, как к примеру "дядя Ваня", или - "Иванов". Таковы амбиции известных столичных деятелей - сценариста Михаила Угарова, режиссера Кирилла Серебренникова, продюсера и исполнителя главной роли Алексея Гуськова. Михаил Угаров - автор пьес, одна из которых ("Обломoff"), претендовавшая на "Золотую маску", идет и в Петербурге. Кирилл Серебренников - режиссер модных столичных спектаклей "Пластилин", "Откровенные полароидные снимки", ТВ-сериалов "Ростов-папа", "Дневник убийцы".
В картине снимаются Александр Галибин, Агриппина Стеклова, Зоя Буряк, Сергей Бехтерев, Сергей Паршин. Дебютирует актер Театра на Таганке Дмитрий Муляр.
Наши в психушке
По признанию Алексея Гуськова, поначалу картину хотели делать на "Мосфильме", но весной они с Кириллом приехали в Питер на церемонию вручения "Золотой маски" и зашли на "Ленфильм": "Состояние студии внешне - тяжелое, но залезли в картотеку, встретились с профессионалами, посмотрели, какие павильоны сделаны для Алексея Германа, и поняли, что работать будем здесь. Наша картина ближе к "питерской школе". Вот что примечательно: палата населена питерскими актерами, в Москве мы вряд ли подобрали бы такую типажность. Да еще зацепились за пару интерьеров, которые есть только в этом городе: обошли все психиатрические больницы в Вене, но лучше, чем в Петербурге, не нашли. Нам нужны были интерьеры начала ХХ века".
При чем тут Вена?
Картина делается в копродукции с Австрией, это, кстати, первый совместный проект. Создатели ленты настаивают на формулировке "по мотивам рассказа", потому что расширили и осмыслили чеховскую историю по-новому: в Вене в начале прошлого века рождалась психиатрия, там восходила звезда Зигмунда Фрейда. И вот доктору провинциальной больницы Рагину попадается журнал со статьей модного венского психиатра, которого в фильме назвали Гиммельсдорфом (в этой роли - австриец Джулиан Вайнгенд). Рагин читает о новом способе лечения психоза, увлекается им, поэтому все чаще заходит в палату N 6, где в основном и происходит действие. (Интересно, что в русском языке есть слова для определения болезни, которые поначалу кажутся синонимами: сумасшедший или умалишенный - и душевнобольной. В этих определениях заложена разница болезни ума и души).
Ну а если вернуться к Вене, то герой бродит по ее улицам то ли в мечтах, то ли в снах. Вена для него - в противовес российской провинции, место, где жизнь прекрасна. Чтобы представить столицу Австрии начала прошлого века, сняли защитную сетку с купола одного из самых знаменитых и известных в мире зданий - Венского театра. Проблема была настолько непростой, что в ее решении участвовали три министерства!
Бургомистр обожает Чехова
:Рассказывают, что бургомистр Вены был с визитом у Юрия Лужкова (столичная мэрия частично финансирует картину) и, когда гостю рассказали о проекте, воскликнул: "Обожаю Чехова!" После такого разговора и был подписан протокол о поддержке фильма австрийской стороной.
"Наша претензия - сделать культурно-идеологический проект, - говорит Алексей Гуськов. - Картину мы подкрепим изданием книги Марии Ткаченко, в которой собрано более четырех тысяч чеховских героев с указанием их профессии, социального статуса. Это своеобразная перепись населения России конца XIX - начала ХХ вв., интереснейший документ!
Ну а все происходящее в палате N 6 нам представляется еще и историей русского интеллигента накануне революции, Рагин - это символ деградации русской воли и духа, это и мученик времени".
Картина выйдет в России и Австрии осенью, премьера состоится в Петербурге, Москве, Вене. 2004 год - год столетия смерти Чехова, фильм посвящается памяти писателя.