С одной стороны, Сланцевский район у нас - самый западный. За рекой Наровой там уже Эстония. С другой стороны - не в обиду местным жителям будь сказано, редко где такую глушь найдешь. Некоторые не искушенные в географии питерцы вообще уверены, что Сланцы - это где-нибудь за Киришами еще дальше в лес. Вот Кингисепп - да, он на большой дороге стоит, мимо идет поток экспорта-импорта. А из Сланцев можно попасть только в Гдов, такой же райцентр, как и сами Сланцы, только с куда более древней историей.
Сланец-кормилец
Город Сланцы - молодой. На въезде стоит транспарант, возвещающий, что основан он был в 1930 году. Но, оказывается, в городе до сих пор идут дебаты, сколько же ему лет, - то ли считать с момента разработки месторождения горючего сланца, то ли со времени возникновения рабочего поселка. Три или четыре версии существует, и жители уже сами окончательно запутались, когда у них юбилей. Вот то, что объединению "Ленинградсланец" 70 лет, знают все, - в августе нынешнего года праздновали.
Город-то молодой, но возник он, естественно, не на пустом месте. Красивые берега степенной Плюссы всегда были густо заселены, и обилие археологических памятников подтверждает древность здешних поселений. На месте части нынешних Сланцев была деревня Никольщина, ее снесли, и старожилы утверждают, что главная улица прошла по деревенскому кладбищу, но это обычная практика советского времени. В самих Сланцах никаких объектов, способных привлечь внимание регионавтов, нет - кроме обнажений ордовикских пород на Плюссе в черте города и состарившихся шахт, которые уже представляют интерес для любителей индустриальной археологии.
Но сразу за Сланцами достопримечательности идут кучно: это в основном церкви и старинные деревни, помещичьи усадьбы здесь были невелики, не слишком зажиточны и практически не сохранились. Плохо еще и то, что район оказался необследованным историками и архитекторами: у Министерства культуры, заказывавшего обследование, на Сланцах деньги кончились.
Край огромных церквей
Даже в настольной книге всякого краеведа "Памятники архитектуры Ленинградской области" Татьяны и Юрия Гоголицыных, изданной в 1987 году, в районе сосчитан только один объект, который следует посещать и осматривать, - это церковь Михаила Архангела в деревне Сижно. Спору нет, хороша церковка, не изуродована перестройками, настоящий XVII век, и погост такой привольный, красивый, украшенный каменным крестом. То, что Сижно буквально подпирают терриконы шахты N 3, воспринимается местными как привычная деталь пейзажа.
Сижно - с одной стороны и Большие Поля с другой стороны Плюссы - это два центра, куда стекаются на богомолье вдруг уверовавшие жители индустриального городка. В самих Сланцах церкви нет. Та, что за деревней Большие Поля, будет попроще сижновской, она деревянная, без архитектурных изысков, и известно про нее то, что раньше стояла она в деревне Низы на Нарове, которую затопило Нарвское водохранилище. Церковь разобрали и перевезли в более сухое место.
Вызывает некоторое удивление и несомненный интерес то, что в сланцевских деревнях стоят церкви величины преизрядной. Это какое ж должно быть население, чтобы наполнить огромные каменные храмы, сохранившиеся в Старополье, Ложголове, Пенине, Козьей Горе, Зажупанье, Заручье. Значит, велики были опустевшие и обнищавшие ныне села, где еще сохранились дореволюционные каменные или могучие бревенчатые дома - и ведь не один-два дома на деревню, а вся улица такая.
Пещерный храм
Местные могли позволить себе даже пещерный храм - такой редкостью в нынешней Ленобласти похвалиться больше никто не может. На реке Долгой чуть ниже озера Долгого в обрывистом берегу из песчаника была выкопана пещера, при ней поставили каменную церковь и другие здания, неподалеку - мельницу. Числилось это местное чудо при Доложском погосте (нынешняя деревня Заручье раньше носила имя Доложск), называлось оно Свято-Успенский скит с богадельней, а занимались сестры обители тем, что ухаживали за престарелыми крестьянками, жившими в богадельне. Каменный Успенский храм был построен в начале XX века, но местные любят повторять, что пещера та древняя, выкопанная печерскими монахами, привыкшими к такому роду деятельности, более того, пещера была не одна.
Сейчас это дикое место на берегу реки, вместо храма - один фундамент (церковь разобрали на кирпич в 50-х годах XX века), но сохранилась гранитная набережная и сама крипта (пещера). Это узкая высокая штольня, впрочем, короткая. В самом ее конце - родничок, еле пробивающийся из-под песка (считается святым, но набрать из него воду затруднительно - надо раскапывать). О том, что пещера была куда больше, свидетельствуют боковые ответвления, заваленные битым кирпичом, упавшим со свода.
Восстановить крипту в ее первоначальном виде практически невозможно: во-первых, очень сильно сыплется порода, во-вторых, подогнать технику в место, славящееся своим бездорожьем, нереально. Да и слава богу: уголок этот настолько красив и умиротворяющ в нынешнем его виде, что ремонтно-строительные работы, которые у нас не умеют делать аккуратно, приведут весь окружающий ландшафт в полное безобразие. И камень, на который, по преданию, ступила сама Богородица, пусть себе мирно лежит в реке, как лежал веками. А то ведь если проложить дорогу для вкусивших православия неофитов - затопчут и берег, и крипту, и камень.