Из четырех самых популярных командных игр "русскими" считаются только хоккей и волейбол. Они регулярно давали нашей стране "золото" на Олимпиадах, чемпионатах мира и Европы.
У отечественного баскетбола аналогичных достижений меньше в разы, а в футболе для их подсчета хватит пальцев одной руки. И тем не менее сборную России первыми доверили тренеру-иностранцу волейболисты. Причем прославленный питерский тренер, мэтр отечественного волейбола Вячеслав Платонов, был "за".
- Мужскую сборную по волейболу тренирует серб Зоран Гайич. Для России это хорошо или плохо?
- Конечно, плохо. Только надо разобраться, почему плохо. Потому ли, что югослав не выше по квалификации наших, российских тренеров, хотя он неглупый парень и нормальный профессионал? Или потому, что нет никакой системы в назначении тренеров в сборные, что в волейболе, что в футболе? Раньше хоть с тренерами клубов советовались. Конечно, если тренерская комиссия говорила: "Надо назначить такого-то", решавший вопрос спорткомитет мог и не прислушаться. Но прослеживалась логика. Сейчас логика отсутствует, и все сами по себе: клубы, федерации, спорткомитет, национальный олимпийский комитет...
- 10 лет назад вы тренировали сборную другой страны - Финляндии. Как там федерации строят отношения с клубами?
- Цивилизованно. У меня был менеджер. Он звонил и говорил: "Очерчиваем круг кандидатов. Кого ты хотел бы видеть в сборной?" Я давал список. Дальше начиналась его деятельность. Звонок в клуб: "Ваш игрок приглашается на сбор. На каких условиях вы могли бы его отпустить?" Условия обычные: "Вы платите ему его зарплату за время отсутствия, страхуете его и платите страховку клубу на случай травмы", менеджер соглашается. Потом звонит игроку: "Ты кандидат. На каких условиях согласен играть в сборной?" Тот говорит, менеджер отвечает: "Это приемлемо, это - нет". Составляется индивидуальный контракт с клубом, индивидуальный контракт с игроком. Если спортсмен откажется ехать в сборную лично из-за тренера Платонова - его право. А у нас сразу что начнется? Дисквалификация и обвинения в отсутствии патриотизма...
- Но выступать за сборную всегда, начиная с советских времен, было почетно.
- В советские времена это было еще и выгодно: высшая стипендия от спорткомитета, машины и квартиры без очереди, загранпоездки. У нас же получается, что отношения клуба и игрока стали новые, капиталистические, а отношения федерации с игроком и клубом остались прежними, советскими. Деньги - отдельно, патриотизм - отдельно. И вся наша спортивная политика застряла в этом переходном периоде. А советский-то запас уже проели, и тренерские кадры подрастеряли. Ну, получит Москва Олимпиаду 2012 года. Не сомневаюсь, что все пройдет на высоком уровне. Но команды по видам спорта - они с чем придут к 2012 году? С натурализованными легионерами?
Поддержали штаны игрокам НХЛ.
- Разве легионеры не выводят сейчас на новый уровень наши клубы, а следовательно, и весь спорт?
- Не уверен. Да, ЦСКА в баскетболе - суперклуб. Но посмотрите его матчи в Европе - сколько российских игроков в стартовой пятерке? А зачем было во время локаута НХЛ платить здесь, в России, сумасшедшие деньги заокеанским хоккеистам? Чтобы поддержать штаны богатым?
- С жиру бесимся?
- Я б сказал иначе: не стратегически мыслим. Если б спонсор построил за 15 млн "ягровских" долларов каток, набрал бы пацанов, дал им хорошую амуницию, помогал бы им дальше, подписав с каждым долгосрочный контракт, так еще, может, эти деньги и окупил бы. По крайней мере, помог бы себе и своим близким избежать проблем с теми, в кого сегодня могут превратиться оставшиеся без спорта мальчишки. Старый пример. В советские времена, когда секретарем обкома был Романов, стоял вопрос о детской преступности на бюро обкома. И лучшим по показателям борьбы оказался Московский район. Почему? Там был очень инициативный председатель райспорткомитета. Он "напряг" директоров заводов - а на Московской заставе их много, - которые за счет своих, как сейчас сказали бы, "внебюджетных средств", построили площадки во дворах и переоборудовали подвалы в торговых центрах.
- Времена изменились. Капиталисты на спорт из своего кармана не дадут.
- Рядом в Финляндии - тоже капитализм. Но там каждая частная бензоколонка с каждого проданного литра бензина переводит 1 пенни - одну копейку в фонд Олимпийского комитета. Не по закону - жест доброй воли. Что, неужели в Петербурге пострадал бы бизнес, если б, например, строитель добровольно отдавал по рублю с квадратного метра в Фонд спорта, созданный при губернаторе? Пригласим уважаемых людей, спортсменов, президентов клубов, глав городских федераций. И пусть они с Валентиной Ивановной решат, каким видам спорта развиваться в Петербурге, чтоб и массовость была, и успехи.
Жили в долг под слово Матвиенко.
- Правда, что ваш клуб, потеряв пивного спонсора, остался "на плаву" только благодаря личному знакомству Вячеслава Платонова с Валентиной Матвиенко?
- Да, мы знакомы еще с советских времен, когда она была заместителем председателя исполкома. Четко решала вопросы, всегда помогала. Зная деловые качества Матвиенко, я и пришел еще в 2000 году, когда она в первый раз собиралась баллотироваться в губернаторы. Был уверен на 100%, что она не выиграет выборы, понимал, что победит Яковлев, но пошел на тот отчаянный шаг. Как ни странно, именно после моего такого поступка бывший губернатор подписал распоряжение о начале строительства нашей новой базы, а до этого два года я не мог его "пробить".
- Если у вас хорошие отношения с губернатором, почему команде в прошлое межсезонье не хватило денег, чтобы удержать ведущих игроков? Последствия мы видим - переходной турнир за право остаться в Суперлиге "А"...
- Это одно из качеств Валентины Ивановны: она хочет быть справедливой. У меня есть хороший знакомый, который мне кое-чем обязан. Звоню секретарю, мило с ней разговариваю, она обещает соединить, и вдруг говорит: "Ой, я не заметила, он вышел из кабинета". Ясно: звонит Платонов, будет просить денег, и чтобы уйти от неприятного разговора, человек исчез. Но Матвиенко так не поступает! Я был у нее дважды или трижды. Она пообещала помочь клубу - и выполнила свое обещание. С нового года под помощь губернатора мы жили в долг, и в середине марта деньги на наш счет поступили. Их не очень много, но хватит, чтобы свести концы с концами.
Другого такого клуба в Европе не будет.
- Строительство, которое ваш клуб ведет на Вязовой улице, окутано невероятным количеством слухов. То его останавливают, то говорят, будто спорта там никакого, сплошные элитные квартиры...
- Официально заявляю: строится волейбольный клуб. Реконструировать зал, в котором мы раньше тренировались, оказалось невозможно. Здание возводилось методом "самостроя" во времена, когда было запрещено спортивное строительство - светлая память помогавшему нам Иванову Борису Николаевичу, председателю ДСО "Спартак". Мы долго искали, кто по нашей схеме готов работать - из трех гектаров земли, взятых клубом в аренду на 49 лет с правом последующего выкупа, забрать себе два, а за это на оставшемся гектаре построить нам новую базу. Были разные предложения, заключались договоры о намерениях с солидными компаниями. Некоторые говорили: "У вас проект на 5 миллионов долларов? Возьмите деньгами и валите отсюда, с Крестовского острова". "Под ключ" никто работать не хотел. Максимум брались соорудить "коробку" на 1 млн 200 тыс.
Согласился только "Еврострой". Правда, когда после обрушения "Трансвааль-парка" начали проверять стройки по всей стране, у компании оказался не совсем готов проект, и строительство замерло. За ту остановку я власти не виню, т. к. сам сторонник порядка и дисциплины. Но следующее решение было совершенно неожиданным - отзыв разрешения на строительство из градостроительного комитета. Сегодня проблемы улажены ценой многих нервов и моих хождений по кабинетам. По плану мы должны были уже в декабре 2004-го начать играть в новом зале. Новый срок - конец 2005 года.
- И что за клуб вам сдадут "под ключ"?
- Думаю, другого такого у волейболистов не будет во всей Европе, даже в Италии. Общий метраж - 7000 квадратных метров. Зал на 1500 зрителей, гостиница на 100-150 мест, реабилитационный центр (баня, бассейн, физиотерапевтическая аппаратура, массажные кабинеты), кафе или ресторан, небольшой конгресс-холл. Игрок сможет приехать на утреннюю тренировку и спокойно провести в клубе весь день и вечер. Отдохнуть, перекусить, полечиться, развлечься. Несколько номеров квартирного плана отдадим иногородним игрокам, чтоб могли жить со своими семьями. Не придется тратиться на аренду или покупку им квартиры в счет контракта. Команды, которые мы принимаем, смогут жить в нашей гостинице и не терять времени на лишние переезды. Утром встали с кровати, позавтракали, пошли в зал тренироваться. Мы надеемся - не знаю, может, громко сказано - создать для ребят второй дом, и вообще центр волейбола в Петербурге. Можем найти спонсора, можем не найти; команда может быть в Суперлиге "А" или не быть, но мужской волейбольный клуб в Петербурге останется в любом случае.