Вот уже почти месяц в Санкт-Петербурге работает необычный вид транспорта - велотакси. Маленькие юркие трехколесные машинки чувствуют себя в центре города как рыба в воде, когда приходится объезжать многочисленные пробки по тротуарам.
Через центр - быстрее маршрутки
Велорикши давно стали привычным атрибутом крупных европейских городов. Например, по Берлину снует более тысячи таких веломобилей. Заказать велотакси там можно на улице, позвонив диспетчеру со специального пункта связи, которые разбросаны по всему городу. Пять минут - и экологический вид транспорта к вашим услугам.
В Питере масштабы услуги пока много скромнее. По центру города курсируют всего три веломобиля. Клиентов дожидаются на Дворцовой, у Казанского собора, Спаса на Крови или у Гостиного двора. "Днем желающих прокатиться не так много, - говорит водитель велотакси Виктор, - все-таки не очень дешевое удовольствие: 100 рублей за километр пути заплатить может не каждый. Зато после восьми вечера, когда улицы заполняются гуляющими туристами, начинается ажиотаж. Приходится работать до часу ночи".
По словам водителей, возят они в основном иностранцев или наших бывших соотечественников, которые, неспешно наматывая круги по центру города, предаются ностальгическим воспоминаниям. Пользуются успехом трехколесные путешествия и у влюбленных парочек. Впрочем, бывает, что в велотакси запрыгивают бизнесмены, опаздывающие на деловую встречу. В час пик велорикши, объезжая пробки по тротуарам, двигаются по Невскому быстрее, чем маршрутки.
Реклама - двигатель велотакси
По ровной дороге велорикши могут разогнаться до 25 км/ч, а на спусках с мостов - почти до 40. На подъемах, чтобы не переутомиться, используют небольшой электромоторчик. За день водитель велотакси "наматывает" до 50 километров. "Усталости к вечеру нет, - делится ощущениями Виктор, пока мы едем с ним по Невскому проспекту, - и вообще, работа мне нравится, целый день на воздухе, форму спортивную поддерживаю, загар опять же, да и с пассажирами приятно поговорить. Я им про город рассказываю, а они мне про свою жизнь. Очень интересно!"
Главное достоинство веломобиля - маневренность. Он может проехать там, где обычному транспорту дорога заказана, и развернуться буквально на пятачке. Объехав вокруг Казанского собора, мы упираемся в автомобильный затор. Виктор давит на "звонок". Заметив нас, водители двух машин отъезжают чуть в сторону. Протиснувшись мимо, мы вновь вырываемся на оперативный простор. Будь мы на машине, никто и не подумал бы подвинуться.
Велотакси - проект сезонный. Поздней осенью и зимой кататься по городу в открытой кабинке удовольствие сомнительное. Скорее всего, велорикши проработают до октября, а потом уйдут на каникулы. Впрочем, судьба проекта во многом зависит от рекламодателей. По словам руководителей компании, владеющей парком велотакси, основной доход они получают от размещенной на бортах веломобиля рекламы. В Германии ждут отправки в Петербург еще два десятка трехколесных такси. Но приедут они, только если будут заказы на рекламу. Или не приедут.