Примерное время чтения: 6 минут
131

Фасады принадлежат городу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26 28/06/2006

Есть в центре города новые здания, которые вызывают у петербуржцев стойкую неприязнь. Поэтому и кажется, что все новое строительство вредит старине, и для современных архитекторов нет ничего важнее, чем "себя показать".

Но, если присмотреться, можно обнаружить здания, тактично вписанные в среду. К примеру, многоуровневый гараж-стоянка в Волынском переулке рядом с ДЛТ, или полным ходом идущая застройка пешеходной улицы-дублера Невского проспекта с отелем "Novotel" и жилым домом в том же квартале. Эти проекты разработаны в "Архитектурной мастерской Мамошина".

Петербург - восточный город?

- Михаил Александрович, горожан сейчас больше всего волнует современная застройка центра, небоскребы, но, возможно, вам как профессионалу видны и другие архитектурные проблемы?

- Мне кажется, давно назревает проблема спальных районов. Новые дома, которые здесь строят, неинтересны. В этом отношении мы отстали от Москвы. Зачастую здания у нас создаются не архитекторами, а проектировщиками строительных организаций.

И вот еще какое наблюдение: недавно я был на проспекте Ветеранов, и у меня возникло ощущение, что я попал в восточный город: шалманы, шавермы. В Ленинграде в советское время не было всей этой восточной ауры. Было строго: выход из метро, два киоска - один с газетами, другой с цветами, благоустроенная территория: скамеечки, фонари, чисто выметено. Это, конечно же, не было совершенством, но это был сформировавшийся на тот момент образ города.

- Даже если в спальных районах построить уникальное архитектурное сооружение, окружающая застройка с обшарпанными блочными домами от этого не выиграет.

- В Германии, на территории бывшей ГДР, полным ходом идет обновление, санация панельных зданий, и они очень прилично выглядят. У нас, начиная с 70-х годов, строили неплохие серии, к примеру 137-ю, надо как можно быстрее искать бюджетные или еще какие-то средства, чтобы их облагородить и помочь как можно дольше жить.

- Как вы относитесь к идее продолжить жизнь "хрущевкам"?

- Период "хрущевок" - это целый мир, десять лет жизни города, среди них тоже есть множество серий, некоторые достаточно долговечны. Если в процессе обследования выясняется, что здание еще постоит, то его можно санировать. И все-таки, мне кажется, лучше заниматься разборкой "хрущевок", время все равно заставит это сделать.

От промзоны к пригородам

- Проблемой центра становятся и памятники промышленной архитектуры. Насколько, на ваш взгляд, возможно их приспособление к современной жизни?

- Действительно, неожиданно обнаружилось, что вокруг нас - памятники промышленной архитектуры. К примеру, на Выборгской набережной целые интересные блоки: завод Нобеля, "Рено". Или вот Северный завод (бывший Балтийский вагоностроительный), который, говорят, сейчас пойдет в стройку - там Сикорский строил первые самолеты, там вся промышленная российская история. Такие памятники можно было бы обыграть, но, к сожалению, сегодняшняя разбивка на лоты дает лишь локальные решения. Хотя замечательно, что эта архитектура все-таки остается, преобразуется, вступает в диалог с современной, являясь точкой опоры для формирования среды. В США и Европе раньше столкнулись с этой проблемой, там в бывших промышленных зданиях оборудуют самое дорогое жилье - лофты. (Лофт - огромное помещение до тысячи и больше квадратных метров с многометровыми потолками. - Е. П.) У нас нет еще ни одного лофта, но эта культура вот-вот должна прийти. Я был недавно в Эстонии, там в центре Таллина есть бывшая фабрика Лютера, и в этих корпусах создаются лофты. Эстония идет на шаг впереди нас.

- Загородное строительство многих волнует не меньше, чем в центре. Так много появляется уродливых "новорусских" домов:

- Конечно, многое может не нравиться, но ценное качество пригородных построек - сохранение ауры курортной зоны, в частности Карельского перешейка, и решение новых задач в традиционном формате, а не в формах абстрактной архитектуры. В курортной зоне, как и в центре города, все определяется традицией, к примеру, дома строятся с двускатными крышами. Среда этих мест не убита. Однако можно внедрять и новые веяния, главное, чтобы это были ансамбли в едином архитектурном стиле.

Не навредить!

- Насколько трудно найти общий язык с Комитетом по охране памятников?

- С КГИОПом работать тяжело, но я всегда строил отношения на попытке одинакового понимания проблем. У нас общая задача: сохранение города. При реализации любого проекта, чем раньше мы вступаем в контакт, тем городу наносится меньший вред. Такие же инстанции есть в европейских городах.

- Некоторые застройщики жалуются, что на согласование проекта нужно столько времени, что в конце концов это отбивает охоту работать в центре. Конкуренция падает, а значит, будут возводиться дома не самого лучшего качества.

- Я знаю, что в Москве согласований не меньше, но сам процесс организован эффективнее. За границей некоторые согласования просто не нужны, там работает институт страховок, лицензирования. Иностранцы некоторых вещей не могут понять. Во многом наша система растет из советских времен. Мы пытаемся адаптировать ее к современным, цивилизованным европейским правилам и нормам.

- Кто и что мешает качественно и красиво строить? Заказчик, который на всем экономит?

- Отношения с заказчиком - это вечный процесс борьбы. В советское время тоже боролись, но со строителями, которые экономили на всем. Сегодня многие вещи определяются категорийностью строительства: если заказчик строит бизнес-центр категории "А", он готов выкладываться, если "Б" и "С" - какой смысл использовать дорогие материалы? То же самое с жильем, общественными зданиями, гостиницами: если отель "три звезды", он соответственно и выглядит. Конечно, заказчику всегда кажется, что он перезатратился, а архитекторам - что можно было бы сделать эффектнее. Обо всем нужно договариваться еще "на берегу". Но, в отличие от прежних времен, есть правила игры.

:Если заказчик - петербуржец, понять друг друга легче. Зачастую инвесторам из других стран и регионов необходимо долго вникать в специфику строительства в Петербурге. Заказчик должен четко понимать, что фасады зданий принадлежат городу, а не ему!

- Иностранные компании, прежде всего автомобильные, строят здесь свои центры продаж. Все они на одно лицо: огромные окна-витрины, металл, пластик. Могут ли архитекторы привносить в эти проекты хоть какую-то петербургскую индивидуальность?

- К нам пришли европейские бренды со своим узкокорпоративным дизайном. Их задача - быть одинаково узнаваемыми в любой стране. Для архитектора здесь разгуляться негде. Но вот наша мастерская создала дизайн для одной из пивоваренных компаний - целый мир галерей у входа в главный офис, из Петербурга это пошло в другие российские города.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах