15 и 22 октября на Малой сцене ТЮЗа - премьера спектакля "Бедные люди" по роману Достоевского в постановке Григория Козлова. Автор пьесы - известный московский критик и драматург Валерий Семеновский.
- Валерий Оскарович, как и почему случился выбор "Бедных людей"?
- Я не могу сказать, как возникла идея обращения к "Бедным людям", но могу сказать, почему. Это первое произведение молодого Достоевского, и с ним связано много верных, но уже стертых штампов, например, маленький человек. Последнее время идет переосмысление роли маленького человека в истории, он вызывает не только жалость и сострадание, но говорят и о превращении его в человека массового. А масса всегда против индивидуальности. Маленькие люди соединяются в толпу и восстают против своего положения - возникают бунты и революции, таким образом, восстают они и против духовного аристократизма.
Своим спектаклем мы пытаемся вернуться к истокам того, что было актуально для героев Достоевского и понятно им, но вводим и новый персонаж - Некто: комментатор, человек современный, испытывающий на прочность постулаты, незыблемые для Достоевского.
- Он их испытывает для себя - или для героев? Проверяет собственные устои - или провоцирует других?
- Он все время апеллирует к залу, ведет с ним игру! А Макара Девушкина мы рассматриваем как человека частного, который пытается бороться за себя и проходит эволюцию, ведущую его к гибели, к гибели любви. Мы говорим о том, как людей покупают на искренности и совестливости, о том, что эти нравственные понятия становятся предметом игры для людей, которые называют себя современными: рациональных, трезвых, противостоящих идеализму, не готовому уживаться с реальной жизнью. Рейтинг идеализма сегодня - во всех слоях общества! - равен нулю. И это чрезвычайно опасно. Ибо каков же тогда вектор общественного развития?! Ведь сегодня люди, которые считают себя "продвинутыми", отбрасывают всех Девушкиных - надо, мол, соответствовать своему времени! И это страшная подмена понятий. Потому что вся русская литература, всякое художественное начинание, всякая культура мысли не предполагают установку: "Я должен соответствовать своему времени". Не соответствия человек мыслящий ищет, а само-стояния. Не быть в стаде, в стае, а быть самим собой, отвечать на вечные вопросы. В этом смысле спектакль "Бедные люди" актуален.
- Это первая постановка вашей пьесы в ТЮЗе, почему вы доверили ее Григорию Козлову?
- С Григорием Михайловичем я знаком давно, еще дольше как зритель и критик знаю ТЮЗ. Мне кажется, "Бедные люди" - материал, близкий Козлову: он относится к режиссерам, которые умеют гармонизировать мир Достоевского, но сквозь гармонию пробивается присущая автору энергетическая мощь. Это сочетание дает впечатляющую свежесть, как было, например, в спектакле Козлова "Преступление и наказание" в том же ТЮЗе. Спектакль помнят многие зрители.