А в «Таком театре», созданном при участии Баргмана 14 лет назад, - «Волонтёры» по пьесе ирландца Брайана Фрила.
Жёсткие вещи
- Александр, чтобы выпустить спектакль «Волонтёры», вы прибегли к краундфандингу - сбору пожертвований через Интернет. Всё удалось?
- Часть средств нам выделил комитет по культуре, но их не хватило, поэтому и понадобился краундфандинг. У нас уже был подобный опыт на спектакле «Тестостерон», тогда собрали нужную сумму. Сейчас - пока не полностью.
- А чем вас заинтересовала пьеса ирландца Фрила?
- Я нахожу рифмы между ирландским и российским менталитетом, они похожи бесшабашностью, безалаберностью, упёртостью, желанием жить лучше, притом что это желание никогда не воплощается в жизнь. Фрил ироничен и беспощаден к своему народу, а значит, и к нашему, поскольку он всегда интересовался Россией, нашей культурой, работал над переводами и адаптацией русской классики.
- В спектакле заняты сразу десять актёров-мужчин. Как вы собирали команду?
- Выбор артистов - а я не люблю слово «кастинг» - для меня всегда долгий и мучительный процесс. Но, кажется, не ошибся. «Волонтёры» - это трагикомедия о политзаключённых, которые устали сидеть в четырёх стенах, решили выйти на воздух, принять участие в раскопках старого Дублина и тем самым принести пользу. Но как часто случается в любой стране, польза эта никому не нужна, просто - отмазка, фикция, отмывка денег.
Ничто не ново: маленькие люди попадают в жернова истории, которая их перемалывает. Однако арестанты «раскапывают» прежде всего себя самих и находят друзей. У каждого из них своя мотивация стать «политическим», но все они - идеологические противники того уклада, который в то время был в Ирландии. Пьеса была написана в 1975 году, её название чаще всего переводят как «Добровольцы». Сам Брай-ан Фрил ушёл из жизни совсем недавно, в октябре 2015-го.
В этом спектакле мы рассчитываем на аудиторию «восемнадцать плюс», поскольку там много жёстких вещей. Ну и как всегда обращаемся к мыслящему, чувствующему, искушённому зрителю с чувством юмора.
Честная сторона
- Спектакль «Дом, который построил Свифт» поставлен по пьесе Григория Горина. Сам герой - сатирик Джонатан Свифт, хоть и англичанин, но родился и умер в Дублине. И тут для вас важны ирландские мотивы?
- Для меня пьеса неразрывно связана, прежде всего, с самим Гориным. Это самое грустное его произведение. В каждой пьесе драматурга так или иначе действуют шуты - Тиль Улен-шпигель, Мюнхгаузен, шут Балакирев… Это люди, которые борются за некую переделку мира, являются оборотной стороной реальности, честной стороной.
Свифт у Горина - выработавшийся и отчаявшийся шут. Коим не был сам Горин, но это его пророчество по отношению к себе и ко времени. Для меня это серьёзный разговор не столько про замечательного писателя и сатирика Свифта, который боролся с государством и сочинял фантастические миры, а во многом - про передачу другим собственного ощущения мира.
- Насколько я знаю, в конце жизни Свифт оказался в сумасшедшем доме и завещал своё состояние на создание лечебницы для душевнобольных. Она действует и сегодня. Но ведь не только такой «дом» построил Свифт?
- Своим спектаклем я бы хотел напомнить о том, что нужно беречь понятие «дом», так же, как и его обитателей. А если этот дом наполнен неординарными людьми - тем интереснее.