15 ноября Петербургский метрополитен отметил своё 70-летие. За эти годы под землёй был построен целый город, при создании которого применялись уникальные инженерные решения.
Так, в Ленинграде появился первый в стране кросс-платформенный пересадочный узел, где для перехода на другое направление стоит лишь оказаться на другом крае перрона. Именно у нас построили первые в мире односводчатые станции глубокого заложения, односводчатую двухъярусную станцию и станции закрытого типа, не имеющие боковых посадочных платформ. Также подземка Северной столицы первой в стране вышла за границы одного субъекта Федерации — станция «Девяткино» расположилась уже на территории соседней Ленобласти.
Самое важное и сложное
Сейчас развитие метро Северной столицы идёт ударными темпами. Об этом накануне юбилея подземки говорил губернатор Александр Беглов.
«Развитие метрополитена — ключевая часть нашей программы „Десять приоритетов развития Санкт-Петербурга“. Мы оставили позади все сложности. Благодаря поддержке президента России, труду тысяч метростроевцев, наше метро встречает юбилей на подъёме. Мы восстановили старые проходческие щиты. Вместе с Обуховским заводом построили новые. Такого объёма работ под землёй давно не было. Открыли станцию „Горный институт“ на Васильевском острове. Работа кипит на новой Красносельско-Калининской линии. В нашей программе мы взяли обязательство открыть десять новых станций в ближайшие годы. Уверен, задачу выполним», — сказал градоначальник.
В Смольном неоднократно подчёркивали, что строительство метро — самая важная, но и самая сложная часть развития транспортной инфраструктуры города. В Северной столице успешно преодолели кризис, который тормозил строительство новых станций и капитальный ремонт старых. Для этого была создана компания «Метрострой Северной столицы», сохранён кадровый костяк отрасли (3,5 тыс. человек, сейчас штат компании увеличен до 5 тыс. — Ред.), заново перезапущено строительство подземки и решён вопрос с необходимым для прокладки новых линий оборудованием.
Для этого на Обуховском заводе впервые в истории города были изготовлены новые проходческие щиты — один из них уже получил красивое женское имя Вера и работает на Красносельско-Калининской линии. Из тестового в рабочий режим перешли и два восстановленных старых щита — сейчас они продвигаются от «Путиловской» к Обводному каналу. А ещё раньше третий щит — советского производства — в тестовом режиме начал проходку в сторону будущей станции «Лиговский проспект—2» и терминала ВСМ. Параллельно ведёт проходку нового пускового участка Невско-Василеостровской линии двухпутный тоннелепроходческий механизированный комплекс «Надежда».
Как отмечает губернатор, шесть одновременно работающих проходческих щитов станут рекордом в новейшей истории Петербурга. «Президент поручил нам ускорить строительство метро. Мы направили на выполнение этого поручения все доступные городу силы и средства», — отметил он.
Высокий темп, масштабные задачи
До конца этого года в Петербурге завершится строительство первого пускового участка Красносельско-Калининской линии со станциями «Казаковская» и «Путиловская». На постройку следующих в трёхлетнем бюджете заложено 217 млрд рублей, 51 млрд из которых израсходуют в 2026 году.
До 2030 года городские власти планируют решить масштабные задачи:
- продлить Кировско-Выборгскую линию, которая пройдёт через аэропорт Пулково, конгрессно-выставочный центр «Экспофорум», историческую часть Царского Села и выйдет к технологической долине и новым жилым кварталам Пушкинского района, обеспечив транспортную доступность города-спутника Южный;
- открыть девять новых станций: «Казаковскую» («Юго-Западную») и «Путиловскую» (2025 год), «Богатырскую», «Каменку» и выход станции «Театральная» (2029 год), «Броневую», «Заставскую», «Боровую» и «Каретную» (2030 год).
- реализуется большая программа реконструкции действующих. Её уже прошли «Удельная», «Ладожская», «Чернышевская» и сейчас реконструируются «Фрунзенская» и «Парк Победы». Всего же в программу ремонта войдут восемь станций. На эти цели, а также на возведение Единого диспетчерского центра в проекте бюджета на 2026–2028 годы заложено 11,8 млрд рублей.
В рамках крупнейшего за последние 30 лет обновления подвижного состава петербургского метро, стартовавшего в 2022 году, ГУП «Петербургский метрополитен» заключил контракт на покупку 950 вагонов метро модели «Балтиец». На это Смольный выделяет 242,6 млрд рублей, из них 96,9 млрд — средства инфраструктурного кредита, выделенные из Фонда национального благосостояния по поручению Владимира Путина.
Кстати, благодаря поддержке президента за три года город получил порядка трёхсот новых вагонов «Балтиец». Накануне юбилея метрополитена на первую линию вышел 37-й по счёту состав. Теперь на «красной» ветке работают только новые поезда. А до конца года Петербург получит пять составов для новой шестой линии. Кроме того, скоро поезда «Балтиец» появятся на пятой и второй линиях.
Инновационный метропоезд
«Балтиец» — один из самых современных метропоездов в мире. Он вмещает до 1500 пассажиров, всего предусмотрены 324 сидячих места и высокие мягкие места для упора к стене вагона. Сами вагоны на более чем 90% выполнены из отечественных деталей и узлов, а собирают их в Петербурге на Октябрьском электровагоноремонтном заводе.
Как рассказали в пресс-службе предприятия, на поезде установлен инновационный российский тяговый привод четвёртого поколения с асинхронными двигателями. Из-за этого «Балтиец» гораздо экономичнее других поездов, он потребляет почти на треть меньше электроэнергии. Уникальна и его система вентиляции — встроенные в неё функции очистки и обеззараживания воздуха серьёзно снижают риски распространения инфекций. Также впервые в истории петербургской подземки в вагонах установлены прислонно-сдвижные двери с увеличенным дверным проёмом 1400 мм — они обеспечивают повышенную звукоизоляцию и ускоряют посадку-высадку, что сокращает время стоянки и, в конечном итоге, позволяет увеличить провозную способность линий.
При этом «Балтиец» продолжают совершенствовать. Его модификация «Балтиец-2» ещё больше расширяет функционал поезда.
«В частности, установлена новая автоматическая система пожаротушения, внедрён мотор-компрессор, конструкция которого исключает использование масла, а также в модификации использовано тормозное оборудование с расширенными возможностями в области диагностики обслуживания», — поделились в пресс-службе завода, добавив, что все «Балтийцы» при этом окрашены в цвета линий, по которым будут ходить.
Власти Петербурга показали, как выглядит новый поезд метро «Балтиец»
Комфорт и экономия
В конце июля в Петербурге подвели итоги открытого архитектурного конкурса на эскизный проект административного корпуса вестибюля станции «Лиговский проспект-2». Здание планируется сделать точкой входа в зону нового вокзального комплекса Высокоскоростной железнодорожной магистрали между двумя столицами.
В городе разрабатывают и другое важное направление в развитии городского транспортного каркаса — «наземное метро» для пригородных и внутригородских перевозок. Эти и другие важные проекты реализуются в тесном сотрудничестве с компанией «РЖД» — стратегическим партнёром Петербурга.
При этом с каждым годом растёт комфортность подземных поездок. И теперь в метро можно спуститься, не доставая проездные документы. Оплата при помощи биометрических данных стартовала в Петербурге в марте. Сначала новая система работала в «Гостином дворе» и на «Площади Восстания», позже её внедрили на «Приморской» и «Новочеркасской». Чтобы «заплатить лицом», пассажиру необходимо зарегистрироваться в системе, привязав свою биометрию (сканирование лица) к банковской карте. После этого достаточно будет подойти к специальному турникету, оснащённому камерой с функцией распознавания лица.
Но одним из самых популярных способов оплаты по-прежнему остаётся Единый проездной билет «Подорожник». Так, за 9 месяцев текущего года жители и гости Северной столицы купили порядка 2 млн карт и установили одноимённое мобильное приложение более чем 370 тысяч раз. Понятно, почему — при оплате «Подорожником» пассажир в сравнении с «гостевым» тарифом экономит 20 рублей за одну поездку в наземном транспорте и 26 — в подземном.
