Примерное время чтения: 5 минут
920

Недолет. Лоукостеры, которые не прижились в Петербурге

Открытия рейсов бюджетной авиакомпании «Добролет» многие ждали с нетерпением – перелет из Петербурга в Москву обещал быть едва ли не дешевле поездки на обычном поезде. «Аэрофлот» сообщал, что первый рейс между двумя столицами состоится уже в начале июля, а к концу года частота будет доведена до шести вылетов в день. Однако перед экономными пассажирами возникла преграда в виде разногласий между «Аэрофлотом» и аэропортом Пулково: лоукостер был  вынужден отложить начало рейсов в Петербург из-за спора о льготных тарифах. Это не первый случай, когда компании-лоукостеру не удалось наладить работу с петербургским аэропортом.

Недобрый взлет

Создание «Добролета» было знаковым событием – лоукостер учредила старейшая российская авиакомпания, у которой, казалось бы, давно отлажены механизмы взаимодействия с отечественными аэропортами. В мае «Добролет» получил лицензию на полеты, а в его парке имеются два Boeing 737-800 и один арендованный у материнской компании SuperJet 100.

В начале года речь шла о том, что Петербург станет первым городом, где приземлится рейс «Добролета», однако весной дебютантом решили сделать Симферополь. Сейчас сообщение с Крымом уже налажено, а в августе добавятся рейсы в Волгоград и Пермь. Стоимость перелета в Симферополь колеблется от тысячи до 3,5 тысяч рублей в одну сторону. Пулково же запросил за перелет между Петербургом и Москвой более 800 рублей с пассажира, что, с точки зрения авиакомпании, лишает экономику проекта всякого смысла.

В петербургском аэропорту ситуацию не комментируют. По данным статистики, Москва остается бессменным лидером среди российских направлений перелета у петербуржцев. С января по май 2014 года количество прибывших в Пулково из Москвы пассажиров составило 1 275 174 человека – на 125 тысяч человек больше, чем из остальных городов России.

Фиаско «Авиановы»

В связи с паузой в петербургской работе «Добролета» уместно вспомнить аналогичный случай – в 2011 году аэропорт Пулково отказал в льготном обслуживании лоукостеру «Авианова», который хотел создать здесь вторую базу. Аргументом петербуржцев было то, что «Авианова» не приводит в аэропорт новых пассажиров, а только отнимает их у более опытных перевозчиков.

Лоукостер просуществовал недолго – в 2006 его созданием озадачилась группа компаний Indigo Partners, в 2009 был запущен первый рейс, а уже в 2011 авиакомпания разорилась. Как и «Добролет», приписана она была к московскому аэропорту Шереметьево.

В активе у компании было 15 направлений из Пулково по европейской части России и в Симферополь, в планах – перелеты в Европу. В парке было пять самолетов Airbus А320, к 2015 году «Авианова» рассчитывала расширить их состав до 50, но не задалось. Цены у перевозчика были действительно привлекательными – не больше тысячи рублей, однако сервис хромал. Рейсы часто задерживались или вовсе отменялись, а очень скоро компания стала хронически убыточной.

Рейсы в Москву из Пулково компания открыла в апреле 2010 года, вылеты совершались трижды в день. «В последнее время low-cost перевозки становятся все более востребованными среди петербуржцев. В 2009 году доля пассажиров, воспользовавшихся услугами бюджетных авиаперевозчиков, в общем потоке аэропорта Пулково выросла до 5,3%», — заявил тогда замдиректора Пулково по коммерческим вопросам Евгений Ильин. А в октябре 2011 аэропорт предупредил пассажиров о закрытии авиакомпании. Незадолго до этого сорвались планы об открытии второй базы лоукостера в Пулково – оператор обещал увеличить прирост пассажиропотока на 8%, но в руководстве аэропорта обещаниям не поверили и льготное обслуживание предоставить отказались.

Разные судьбы

Первым лоукостером, который начал работать в России, считается авиакомпания SkyExpress, основанная в 2006 году с базой в московском Внуково. Основателем и одним из акционеров компании стал глава «Красноярских авиалиний» Борис Абрамович. Самолеты компании летали за границу и по России, в том числе и в Петербург. В отличие от «Авиановы», бизнес-модель SkyExpress не была скопирована с европейского рынка, а учитывала российские реалии. Однако в октябре 2011 года Росавиация аннулировала сертификат SkyExpress  «из-за ухудшения производственных показателей и финансово-экономического состояния деятельности эксплуатанта».

Хотя есть и примеры западных низкобюджетных перевозчиков, которым удалось наладить контакт с Пулково. Например, AirBaltic не первый год дешево возит петербуржцев в Ригу, австрийский Niki иногда предлагает выгодные билеты в Европу, миланский Air One работает в формате smart carrier, т.е. предлагает своим пассажирам бюджетные авиаперелеты без потери основных сервисов. А дочерний лоукостер Lufthansa – компания Germanwings – в июне открыл регулярный круглогодичный рейс по маршруту Санкт-Петербург — Дюссельдорф.

Туманные планы

Несмотря на почти полное отсутствие оптимистичных примеров, помимо «Аэрофлота» низкобюджетными перевозками по России готовы заниматься и другие компании. Например, этой весной из Пулково должны были стартовать рейсы ирландского Ryanair в Дублин и обратно. Еще в 2013 году запуск рейсов планировали на март-апрель 2014, но в начале апреля ирландцы отложили его до сентября. В управляющей компании Пулково «Воздушные ворота Северной столицы» объясняют задержку затянувшимися переговорами. Также аэропорт собирался договориться о перевозках с крупным европейским лоукостером easyJet, но тот пока не хочет повторять ошибок предшественников и летает только в Москву.

Кроме того, власти Петербурга выразили готовность построить в Ленобласти специальный аэропорт для низкобюджетных авиакомпаний. Одной из потенциальных площадок стал заброшенный аэродром Сиверский в Гатчинском районе, принадлежащий министерству обороны. Инвестором проекта готова стать логистическая группа «Евросиб».

По мнению экспертов, быстрый подъем и такой же быстрый закат российских дискаунтеров связан с тем, что они предлагали низкие цены, сохраняя при этом довольно высокие расходы. Чаще всего лоукостеры получают выгоду за счет больших объемов перевозок – у того же Ryanair более 200 самолетов в парке, а у российских экспериментаторов их было от 5 до 9. Кроме того, крупные столичные аэропорты, облюбованные авиакомпаниями, довольно неповоротливы в обслуживании и не гибки в отношении тарифов, а ключевое правило лоукостера – это как раз быстрота и дешевизна. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах