Ровно 175 лет назад, 1 октября 1839 года, началось строительство одного из самых известных «политических» дворцов северной столицы. Многие петербургские резиденции давно превратились в музеи, и у них все уже в прошлом, а политическая история Мариинского продолжается. А ведь когда-то дворец был задуман императором Николаем I как теплый и уютный дом для своей любимой старшей дочери Марии.
Любимая дочь императора
Обычно царские принцессы «правильно» выходят замуж за принцев и покидают отеческий дом. Старшая дочь российского императора Мария Николаевна, похожая на отца как две капли воды и внешностью, и характером, уезжать из России не хотела. После роскоши российского двора карликовое Лейхтенбергское герцогство казалось ей серым, маленьким и скучным.
К ее счастью, Николай I тоже не хотел отпускать дочь так далеко от дома, и выставил условие будущему зятю герцогу Максимиллиану Лейхтенбергскому – молодожены должны остаться в России.
В качестве свадебного подарка выбрал место недалеко от Зимнего дворца и лично занялся строительством дома для молодой семьи.
Уютный дом
Архитектором был назначен Андрей Иванович Штакеншнейдер, ученик знаменитого Огюста Монферрана. Дворец стал его первой самостоятельной работой в Петербурге. Штакеншнейдер учел все пожелания заказчика - дворец получился светлым, теплым, и очень удобным.
В 1844 году он заканчивает работу уже в звании профессора архитектуры. Классически архитектор спроектировал только фасад здания, а внутри отошел от традиционных канонов и придумал несколько уникальных сооружений. Чтобы здание как можно меньше теряло тепло, парадная лестница была построена не перпендикулярно главному фасаду, а слева от вестибюля. Центром всей композиции дворца стала ротонда с куполом и 16 колоннами, что по замыслу автора должно было напоминать античный храм. Но самой необычной задумкой стал пандус, сконструированный в правой стороне здания, по которому с легкостью можно было попасть на любой этаж.
Мария Николаевна с детства страдала неизлечимым заболеванием ног, и ей трудно было преодолевать высокие ступени лестницы. По удобному сооружению, единственному в своем роде в Петербурге и его окрестностях, можно было ходить как пешком, так и передвигаться на инвалидной коляске. Пандус был достаточно пологим, украшен экзотическими растениями, и неторопливые прогулки на верхние этажи по нему полюбили все обитатели дома.
Место работы государственной власти
После смерти родителей детям «не по карману» стало содержать отчий дом, и в середине 1880-х они продали его императорской казне. Вскоре в нем разместились Государственный совет и кабинет министров Российской империи. С этого времени началась политическая история дворца, которая продолжается и по сей день.
Каким был Мариинский в дни работы там государственных органов власти, можно увидеть на известной картине Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея». Художник, выполняя правительственный заказ, изобразил на полотне весь свет петербургской аристократии. Каждого персонажа картины можно было легко узнать. После окончания работы творение мастера торжественно повесили в помещении, где заседал Государственный совет – в ротонде. Во дворце картина оставалась вплоть до февральской революции 1917 года. После свержения монархии в Мариинском сначала разместилось Временное правительство, затем Предпарламент (Совет республики) и картину решено было передать Русскому музею, где она хранится и сегодня.
С политической историей здания связано и громкое убийство в нем министра внутренних дел Дмитрия Сергеевича Сипягина. 2 апреля 1902 года он был расстрелян в упор в вестибюле дворца членом партии эсеров. С его убийства началось новая волна покушений на высоких сановников империи.
Советское прошлое
В годы советской власти во дворце сменилось много хозяев. В разное время здесь размещались и казармы Красной Армии, и Дом печати, в годы войны - Военный совет, штаб, политотдел Ленинградской армии народного ополчения. После войны, почти 50 лет во дворце находился Ленинградский городской совет народных депутатов – высший орган власти города.
Его парадные залы новые хозяева во многом переделали «под себя». Кариатид, древнегреческих девушек, поддерживающих собой здание изнутри, сменили на простые и строгие колонны. То же самое произошло и с живописью. По распоряжению народных избранников, которых, видимо, смущали полуобнаженные девы из сцен жизни Марса и Венеры, заменили на сцены из классовых битв Петербурга, Петрограда и Ленинграда. Для этого поверх первоначальных изображений написали новые.
Сегодня живопись расчистили, Марса и Венеру вернули на место, и мы можем видеть произведения искусства в первозданном виде.
В наши дни
В дни Августовского путча 1991 года дворец вновь не обошли стороной политические события. Он стал центром сопротивления ГКЧП в Ленинграде, и был окружен баррикадами.
А с 1994 года Мариинский стал постоянным местом заседаний городского парламента – Законодательного собрания Санкт-Петербурга. История дворца все еще пишется.