Примерное время чтения: 6 минут
2324

E-mail XIX века. Как Петербург и Москву соединила телеграфная связь

Телеграммы доставлялись за несколько минут.
Телеграммы доставлялись за несколько минут. Картина В.М. Васнецова "Военная телеграмма"

13 ноября 1851 года Петербург и Москву соединила телеграфная связь. Линия телеграфа проходила вдоль Николаевской железной дороги. Таким образом, жители двух крупнейших городов страны смогли обмениваться важными сообщениями всего за несколько минут. SPB.AIF.RU узнал, как работала телеграфная связь между Петербургом и Москвой, кто ей пользовался, и какими были первые телеграммы.

Связаны телеграфом

К середине XIX века в Петербурге и Москве уже работали первые электрические телеграфы. В столице телеграфные линии соединили Зимний дворец с Главным штабом и Главным управлением путей сообщения, а управление – с Царским Селом. В 1843 году между двумя крупнейшими российскими городами начали строить железную дорогу, которая впоследствии станет называться Николаевской. Вдоль железной дороги было решено провести первую междугороднюю телеграфную линию. Проектировать ее начали в 1844 году.

Уже через год физик-изобретатель Борис Якоби начал прокладывать на строящемся участке железной дороги между Петербургом и Москвой подземный кабель электрического телеграфа, но тогда работы пришлось отложить на неопределенный срок: грянули сильные заморозки, и копать землю было очень сложно.

К воплощению замысла вернулись лишь в 1850 году. Реализовать проект на этот раз доверили инженеру-полковнику Карлу Людерсу. За один год Людерс проложил подземную телеграфную линию по всей длине железной дороги от Петербурга до Москвы – на протяжении 645 километров! Кабель был уложен в специальные стеклянные трубки и закопан на глубину от 60 сантиметров до метра. На 33 промежуточных станциях установили телеграфные аппараты системы Сименса, а на вокзалах Петербурга и Москвы  – аппараты системы Морзе.

Один из первых телеграфов в стране появился на Николаевском вокзале.
Один из первых телеграфов в стране появился на Николаевском вокзале. Фото: Commons.wikimedia.org

Только для правительства

Специально для обслуживания линии была сформирована телеграфическая рота, в которую вошли 290 служащих. Каждый из телеграфных аппаратов на станциях посменно обслуживали по 3 человека. Кроме того, на всех станциях стали дежурить служащие и унтер-офицеры, которые следили, чтобы отправление телеграмм проходило без эксцессов. На вокзалах Петербурга и Москвы работали шифровальщики: они отправляли особо важные секретные послания.

Изначально междугородными телеграммами пользовали только первые лица государства.
Изначально междугородными телеграммами пользовали только первые лица государства. Фото: Commons.wikimedia.org

Изначально пользоваться телеграфной связью между двумя городами могли только члены правительства и служащие железной дороги. «Работникам железной дороги телеграф был нужен для того, чтобы сообщать на другие станции о поломках или других внештатных ситуациях, – объясняет историк Алексей Доронин. – Например, рельсы занесло снегом, не проехать. Дежурный отправляет телеграмму на следующую станцию, и оттуда быстро присылают помощь. Дорогу расчищают, поезд идет дальше без опозданий. Дела государственной важности тоже стали решаться по пути. Пока какой-нибудь генерал ехал в Москву или Петербург, он успевал раздавать десятки поручений через телеграф или договориться о важном деле».

В то время телеграфную линию составляли два провода. Через несколько лет после открытия междугородней телеграфной связи один из проводов достали из-под земли и подвесили на деревянные столбы, расставленные на протяжении всей Николаевской железной дороги на расстоянии 67 метров друг от друга. Именно через эту воздушную линию и проходила правительственная связь. Подземный же провод стад предназначаться для частной телеграфной связи: теперь ей мог воспользоваться каждый желающий.

Телеграммы для особых случаев

Междугородняя телеграфная связь была недешевой. Стоимость отправки сообщения складывалась из базового тарифа и цены за каждое слово в послании. В среднем короткая телеграмма обходилась простым жителям примерно в 50 копеек: столько в середине XIX века стоил килограмм мяса.

Отправить телеграмму можно было не только на русском языке, но и французском или немецком. Человек надиктовывал текст служащему или передавал написанное от руки послание, тот вбивал его и передавал на нужную станцию или город, с указанием места жительства адресата. Уже через минуту-другую телеграмма достигала пункта назначения. Как только другой телеграфист получал послание, он передавал его дежурному почтальону, который тут же выдвигался в путь на велосипеде или в бричке: в отличие от писем, которые могли идти неделями, телеграммы должны были доставляться молниеносно.

На вокзалах Петербурга и Москвы сообщения передавали через аппараты Морзе.
На вокзалах Петербурга и Москвы сообщения передавали через аппараты Морзе. Фото: Commons.wikimedia.org

«Телеграммами пользовались в крайних случаях, – рассказывает историк. – Как правило, в них сообщали, что какой-нибудь близкий родственник заболел или умер. Реже передавали о рождении детей. В любом случае, все понимали, что передать эту информацию нужно очень быстро. Обычно с момента отправления телеграммы до ее получения адресатом проходило не больше пары часов, иногда меньше. Можно сказать, электрический телеграф стал электронной почтой XIX столетия!».

К 1855 году телеграфные линии соединили города по всей Центральной России.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах