5848

Ленинградский «размыв». Как улицы Северной столицы едва не ушли под землю

В 1974 году на перегоне между двумя ленинградскими станциями метро произошла серьезная авария. Это случилось из-за сложных грунтов и сжатых сроков, которые были поставлены перед рабочими. Несмотря на мощнейшие укрепления стен тоннелей, вода долгие годы сочилась через трещины, пока древнее русло Невы окончательно не затопило переход. SPB.AIF.RU вспоминает хронику тех печальных событий. 

Земля уходит из-под ног

Одним из самых несчастливых мест Петербургского метрополитена по праву считается перегон между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества». Этот участок петербуржцы по привычке называют «размывом». История этой неудачной стройки берёт начало в 1969 году. Тогда, чтобы успеть закончить новый тоннель к началу XXV съезда КПСС, строители-метростроевцы решили двигаться напрямую. И провели его прямо через русло подземной реки, которая протекала на глубине в 90 метров. Как выяснилось позже, это было древнее русло Невы, так называемый Ковенский размыв. Метростроевцы проложили прямо по руслу две трубы диаметром в шесть метров.

8 апреля 1974 года на этом сложном и опасном участке произошла первая серьёзная авария. При бурении скважин в одном из тоннелей была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Забой начал стремительно заполняться водой с песком. Ситуацию усугублял тот факт, что в забое находилась бригада проходчиков. С огромным трудом людей удалось эвакуировать.

Чтобы спасти от затопления ветку метро, были спешно построены по два бетонных затвора толщиной по 3 метра каждый.
Чтобы спасти от затопления ветку метро, были спешно построены по два бетонных затвора толщиной по 3 метра каждый. Фото: Commons.wikimedia.org

Чтобы спасти от затопления оставшуюся ветку метро, были спешно построены по два бетонных затвора толщиной по 3 метра каждый. Аварийные участки были затоплены и закупорены мощными бетонными пробками.

В результате прорыва воды в грунте образовались обширные пустоты. Из-за осадки земли на поверхности образовалась овальная впадина размерами 400 на 200 метров и глубиной 3 метра. На Политехнической улице вздыбился асфальт, полопались рельсы трамвайных путей. В результате несколько зданий опасно накренились, пошли трещины, а административный корпус завода «Красный Октябрь» был разрушен. Возникла угроза разрушения высотного здания Института советской торговли, стоявшего как раз над зоной размыва. О тех событиях в 1986 году был снят зловещий художественный фильм «Прорыв». Советские мальчишки по нескольку раз бегали в кинотеатры, чтобы посмотреть, как уходят под землю огромные здания и троллейбусы почти в центре Ленинграда! Киношники слегка сгустили краски.

Новые тоннели

Строители начали думать, как исправить ситуацию. Предлагались различные варианты: начать пробивку обходных туннелей по прежней трассе, но выше или ниже подземного потока. Второй - обойти опасный участок, в этом случае потребовалось бы строить новую станцию на Светлановской площади.

В итоге решили продолжить строительство по старой ветке. Чтобы не повторилось ЧП, грунт в том месте заморозили, использовав жидкий азот. Его свозили в город на Неве со всего Союза! В то время это был стратегический материал. Всего было доставлено и закачано под землю более 8 тысяч тонн сжиженного газа. Затем по замороженному участку прошёл проходческий щит. Злосчастный перегон достроили, казалось, все беды и напасти позади. Движение на участке «Академическая» - «Площадь Ленина» было открыто в 1975 году.

В первые годы эксплуатации в тоннеле проводились постоянные наблюдения, поезда и стены были увешаны датчиками, составы проходили там на низкой скорости. К 1984 году ситуация стабилизировалась, ограничения были сняты. Однако в начале 90-х на этом злосчастном перегоне начали появляться вода и песок. Выяснилось, что гидроизоляция перестала справляться с давлением извне. Сказались и инженерные просчёты, из-за того, что тоннели были построены один над другим, нижний испытывал дополнительное давление, когда сверху проходили составы. Верхний начал просто «проваливаться» в нижний. Появились микротрещины, куда устремилась вода, насыщенная песком.

в начале 90-х на злосчастном перегоне начали появляться вода и песок.
В начале 90-х на злосчастном перегоне начали появляться вода и песок. Фото: Commons.wikimedia.org

Пассажиры, едущие в вагонах, стали замечать, что поезда теперь двигаются по грязно-бурой воде, её было так много, что по ночам мощные насосы не успевали её откачивать. Метростроевцам пришлось принимать срочные меры, сначала перегон начали закрывать по выходным, затем - ограничивать движение по вечерам будних дней. Но усилия не увенчались успехом, вода продолжала прибывать, просадку тоннелей остановить не удалось. В декабре 1995 года было принято решение о закрытии и затоплении аварийных тоннелей. Жилые массивы на севере Петербурга остались без подземного сообщения с центром города. Несколько составов возили пассажиров на отрезанных пяти станциях.

Властям города пришлось срочно искать транспортное разрешение ситуации. Между двумя аварийными станциями метро спешно запустили бесплатный рейсовый маршрут автобуса № 80.

Новые проходческие работы были начаты на проблемном участке очень скоро. Тоннели прорубали в 200 метрах в стороне и на 20 метров выше старых аварийных. Ради восстановления ветки к работам были привлечены западные специалисты, которых обязали сдать обновлённый участок к 300-летию Петербурга в 2003 году. Однако движение там началось лишь в 2004 году с задержкой более чем на год. 

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах