На этот раз не устроило, как были организованы тотальные проверки пассажиров на четырёх станциях - «Звенигородской», «Спасской», «Крестовском острове» и «Электросиле».
Всё по закону
Напомним, строгие досмотры всех, без исключения, начались в конце июля. Сначала пассажиры проходили через металлодетекторы, настроенные на максимальную чувствительность, а затем направлялись в зону, где просвечивалось содержимое сумок. На всё это нужно время, поэтому перед входом на станции стали выстраиваться огромные очереди.
Чтобы попасть в вестибюль, люди стояли по 20-30 минут. А там новое испытание: каждый пассажир вынимал все металлические вещи и проходил через рамки до тех пор, пока они не переставали звенеть. В итоге многие опаздывали на работу и учёбу, откровенно называя происходящее унижением и издевательством. Дошло до того, что места в начале очереди стали продавать за 200 руб. А соцсети запестрели сообщениями, что за такие неудобства полагается компенсация - бесплатный проезд.
Жалобы сыпались градом, однако руководство подземки отвечало одно: «Всё по закону». Дело в том, что после теракта 3 апреля, унёсшего жизни 15 человек, правительство РФ выпустило постановление № 410, где устанавливались более жёсткие правила безопасности в метро, приближенные к аэропортам. В том числе - сплошной досмотр пассажиров. Тогда же началась масштабная проверка питерской подземки Ространснадзором. Результаты - неутешительные. Так, полицейским удалось беспрепятственно установить условное взрывное устройство на «Площади Александра Невского»… Вердикт был жёстким: ни одна станция петербургского метро не может быть признана защищённой. Метрополитен привлекли к административной ответственности, выписали штрафов свыше 1,7 млн рублей, а его руководители получили прокурорские предостережения. И хотя часть претензий оспорили, напряжения это не сняло. Так что когда недавно федеральные контролёры высказали очередные замечания, там решили в точности выполнить все требования закона.
Определить, кто опасен
- Проблема существует, и оттягивать её нет возможности,- предупредил Владимир ГАРЮГИН, глава Метрополитена. - Сейчас отрабатываем методологию. Надо понять, что нам потом делать на более сложных станциях. Скажу прямо: там, где пассажиропоток в час пик будет не 3, а 7-8 или 10 тысяч, пройдёт только 10 процентов пассажиров.
Сегодня поголовную проверку, проводившуюся в режиме эксперимента, признали «неудачным опытом». О результатах доложили губернатору и в профильное министерство. Не понравилось такое тестирование и Ространснадзору. Оно снова обвинило петербургскую подземку, теперь уже в неготовности «к новым условиям работы». В ответ ведомство посчитало эти выводы «голословными» и заявило о праве отстаивать свои интересы.
Что теперь? Сейчас на 67 станциях городского метро установлено 325 металлодетекторов. Увеличено число сотрудников, занимающихся досмотром. В метро рассчитывают, что правительство скорректирует и постановление № 410. Магнитные рамки предлагается сделать более «грубыми», чтобы они не реагировали, например, на ключи и телефоны. Дело о тотальном досмотре взял под личный контроль министр транспорта РФ Максим Соколов, в курсе и премьер Дмитрий Медведев.
- Сплошной контроль - глупость! - уверен сопредседатель Союза потребителей России Анатолий ГОЛОВ. - Везде проверки проходят выборочно. Для этого надо подготовить специалистов, которые могут определить тех, кто опасен. Также подозрительных личностей должны выхватывать из толпы «умные» видеокамеры. Именно так работают в метро Израиля, где знают, что такое война. Усилили систему интеллектуального распознавания в метро Парижа и Лондона, где тоже произошли теракты. У нас же чиновники, как всегда, о людях думают в последнюю очередь. Вот и получилось, что важное дело для пассажиров обернулось большими проблемами. Это, по меньшей мере, непрофессионально.