«АиФ-Петербург» продолжает публиковать воспоминания метростроевцев, защищавших Родину в годы войны.
Воспоминания Виктора Алексеевича Хомякова, ветерана «Метростроя», впервые опубликованные в газете «Ленинградский метростроитель», № 15 от 4 мая 1985 года:
— В 1944 году Ладожская военная флотилия осуществляла операцию по высадке десанта. Десант в составе бригады морской пехоты устремился к вражескому берегу между речками Видлица и Тулокса. Так эта десантная операция и получила название Видлицко-Тулоксинская.
Она началась на рассвете в памятный для всех нас день — 22 июня, то есть ровно спустя три года после начала войны.
Корабли остановились в нескольких десятках метров от берега, а десант на шлюпках, понтонах и других вспомогательных плавсредствах, окутанный предрассветной дымкой тумана, уходил к берегу. Захват плацдарма произошел успешно, ибо противник был застигнут десантом врасплох. К тому же шесть канонерских лодок поддерживали наших моряков и солдат артиллерийским огнем своих орудий, а с воздуха десант прикрывала авиация Карельского фронта.
Все шло прекрасно, но 24 июня суровая Ладога разволновалась. Начался шторм силой в 6–7 баллов. Десант героически удерживал занятые позиции, а враг наседал, понимая, что в штормовую погоду нам не удастся дать подкрепление десанту в живой силе, боеприпасах и т.д. Помогали десанту лишь наши канонерки своим артиллерийским огнем. Из шести лодок у половины имелись два 100- миллиметровых орудия, у других — по два 130-миллиметровых.
26 июня противник подтянул свежие силы и неожиданно стал обстреливать корабли из орудий крупного калибра. Наша канлодка «Селемджа», поставив дымовую завесу, стала маневрировать, уклоняясь от вражеской артиллерии. Умело действовал весь экипаж корабля во главе с его командиром — капитан-лейтенантом М. И. Гладких. А я, недавний выпускник Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе, старался достойно заменить старшего артиллериста канлодки. За день до этого, во время налета вражеских самолетов наш командир БЧ-2 Я. Дукшин был ранен, и мне, молодому лейтенанту, пришлось заменить его.
Корабль удачно маневрировал, и вражеские снаряды, вздымая огромные водяные столбы то с одной, то с другой стороны бортов, ложились мимо. Мы не видели своего врага, а сами оказывались у него как на ладони. Но вот с берега наш корректировочный пост установил: стреляет по канлодкам бронепоезд противника. А находился он на железнодорожной ветке, проходившей вдоль побережья. Выдал нам корпост данные, и началась настоящая артиллерийская дуэль. Четко действовали орудийные расчеты, не обращая внимания на вражеские снаряды. Около получаса били наши орудия по бронепоезду врага, который маневрировал по железной дороге. Один из наших снарядов попал в железнодорожное полотно, отрезав тем самым бронепоезду путь с одной стороны. Дальше бронепоезд не стал, как говорится, испытывать судьбу и убрался восвояси. Так наша канлодка выиграла эту дуэль, а спустя час-два после нее на корабль прибыл командующий Ладожской военной флотилией контр-адмирал В. Н. Чероков.
— Кто командовал артиллерийским огнем лодки? — спросил он.
— Лейтенант Хомяков, товарищ контр-адмирал! — ответил командир, указав на меня.
— Молодец, лейтенант, вы отлично справились с боевой задачей! — И адмирал наградил меня орденом Красной Звезды. Это была моя первая награда.