Между двумя столицами появится скоростная железная дорога, благодаря чему добраться из Белокаменной в город на Неве станет возможным всего за два часа! Об этом недавно заявил глава РЖД Олег Белозеров. На фоне подобных амбициозных проектов особенно ярко выделяются давние болевые точки Северной столицы - вечные пробки и нехватка станций метро.
Что изменит реформа?
Дорога от дома до работы занимает у петербурженки Кристины два часа. Проезд в старом переполненном автобусе, затем еще две пересадки в метро. И столько же - обратно.
«Я живу в Невском районе, а работаю на Гражданском проспекте, - объясняет она. - Ближе к дому работу не нашла, поэтому и приходится каждое утро делать марш-броски. 15-20 минут еду на автобусе до метро «Ул. Дыбенко», в подземке с пересадкой ехать почти час. Если совсем не успеваю, то еще и до офиса еду на маршрутке. Конечно, я привыкла к такому режиму - выбора нет. Но моя ситуация четко показывает, насколько некомфортно устроена наша транспортная система».
И если в метро поезда идут достаточно часто, с автобусами сложнее - любая пробка или авария серьезно нарушают расписание. А засаленные сиденья и окна, из которых на тебя постоянно что-то течет, даже комментировать не хочу.
Таких, как Кристина, в городе сотни тысяч. Городские власти о проблеме знают и уже не раз заявляли о необходимости разработки удобной схемы внедрения транспортной реформы. Согласно плану чиновников, в регионе появится единый билет, по которому пассажиры смогут в течение часа пересаживаться с одного маршрута на другой и не платить за это дополнительно. А на дороги выйдут новые комфортабельные автобусы с кондиционерами и плавным ходом. Они будут точно соблюдать расписание, а в часы пик интервалы движения сократятся, чтобы каждый пассажир смог быстро добраться до дома или офиса.
Реформа подразумевает также «умные» системы взаимодействия с пассажирами, возможность льготной оплаты проезда в каждом виде транспорта и еще много полезных функций, которые должны сделать проезд в общественном транспорте удобнее, чем в собственном автомобиле.
«Завербовать» пассажира
Однако в связи с пандемией и экономическим кризисом реализацию реформы перенесли на июль 2022 года. Пока же профильные ведомства занимаются тщательной проработкой новой модели. Особенно много внимания уделяется замене транспорта на более экологичный, и, надо отдать чиновникам должное, уже сейчас увеличивают число автобусов на популярных маршрутах.
«На сегодняшний день мы «обкатываем» разные транспортные маршруты, отслеживаем пассажиропотоки и на основании этих данных станем утверждать новую маршрутную сеть, - рассказал председатель комитета по транспорту Кирилл Поляков. - В марте наступающего года будем проводить конкурсы среди перевозчиков, и уже в 2021-м на маршрутах города начнут работать около полутора тысяч единиц экологически чистого общественного транспорта».
«Одна из целей, которая прописана во многих городских стратегических документах - привлечь в общественный транспорт как можно больше пассажиров, - рассуждает эксперт транспортного развития Илья Резников. - Цель действительно логичная и нужная, потому что город физически не может построить то количество объектов улично-дорожной сети, которое бы позволило всем желающим без пробок добраться до точки назначения на личном автотранспорте. Но «вербовка» пассажиров, изменение общественного сознания - задача не ближайших двух-трех лет, она требует длительного планирования. Для реализации идеи должны быть развиты не только система общественного транспорта, который приходит точно по времени и имеет приоритет в движении на дороге, но и работа платных парковок, продуманная дорожная сеть с путепроводами и мостами. Кстати, многие любят сравнивать Москву и Петербург - мол, в столице с метро все хорошо, а у нас не очень. На самом деле это не так: если подсчитать протяженность линий и количество станций на душу населения, то Белокаменной мы не уступаем. Другой вопрос, что подземка должна эффективно взаимодействовать с наземным транспортом, а вот этого у нас нет».
Также, по словам специалиста, в Петербурге не так много машин, как принято считать. Личным авто ежедневно пользуются не более 30% жителей:
«Просто это меньшинство как раз и создает проблемы на дорогах, ведь автомобиль занимает на улице немало места, а перевозит при этом часто только одного водителя. На мой взгляд, нужно привлечь на общественный транспорт еще 5-10% населения и планомерно поднимать его качество, сделав надежным, безопасным и удобным. Пробки, вероятно, останутся, но пассажиры автобусов и трамваев не должны от них зависеть».
Кстати
По данным аналитической компании Inrix, в традиционный рейтинг самых загруженных городов мира периодически попадает и Петербург. Например, в 2019 году город был на 9-й строчке списка, а весной 2020-го - на 11-й. В лидерах же в этом году значатся Богота (Колумбия), Рио-де-Жанейро (Бразилия) и Мехико (Мексика). Петербуржцы в среднем стоят в пробке 151 час в год - это примерно 6 суток.
Комплексный подход
Транспортную реформу нужно было начинать еще лет 5-6 назад, а ее необходимость для Петербурга не вызывает сомнений. Ведь проблем, которые она поможет решить, множество!
Врио директора ФГБУН Института проблем транспорта им. Н. С. Соломенко РАН, профессор Игорь Малыгин: «Во-первых, проезд должен стать более безопасным для пассажиров. В автобусах должны появиться интеллектуальные видеосистемы распознавания лиц (это поможет в борьбе с преступлениями) и контроля за состоянием водителя, ведь бывало, когда работнику становилось плохо за рулем во время движения. Во-вторых, надо ввести удобную оплату проезда через валидаторы и приложения для мобильных устройств. Так перевозчики не смогут укрыться от уплаты налогов. В-третьих, скорость движения общественного транспорта за счет выделенных полос увеличится, пассажиры смогут без пробок и более точно по времени добираться до пункта назначения. В-четвертых, поменяв старые автобусы на современные - безопасные и комфортные, мы повысим имидж Петербурга, который принимает крупные чемпионаты и деловые форумы.
Реформа позволит пересадить на общественный транспорт часть населения из личных автомобилей, что, безусловно, повлияет и на снижение напряженности на дорогах, и на экологию. Но делать это нужно в комплексе с другими мерами. Так, необходимо вводить платную парковку в центре, сокращать количество полос для личного транспорта, выделяя их для передвижения автобусов. Мировой опыт показывает, что от машины человека заставляют отказаться и штрафы, дорогой бензин, платный въезд в отдельные районы города.
Однако реформа решит проблемы лишь на 50%, так как основа любой системы общественного транспорта в мегаполисе - метро. Так, в Париже, Лондоне, Нью-Йорке и Москве плотность сети наземного общественного транспорта минимальна.
В Петербурге такого пока нет. Считаю, отказываться от проведения реформы не нужно, но и забывать о развитии метро тоже нельзя».
Хаос в перевозках
Эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин: «Петербург страдает от отсутствия транспортного планирования. Непонимание ключевыми специалистами как современных тенденций, так и текущей ситуации - это и есть основа хаоса в перевозках. К грядущей реформе, которую объявляют избавлением от маршруток и повышением комфорта на общественном транспорте, я отношусь осторожно-скептически. Реформа действительно может стать шагом к цивилизованной транспортной системе, но только при должном уровне расчетов. Как это будет у нас - покажет время. В России, к сожалению, нигде нет в целом удобного общественного транспорта, это проблема не только Петербурга. Хотя примеры удачных отдельных решений существуют даже в провинции: например, магистраль в Белгороде на улице Щорса. Там создали участок обособленного полотна для автобусов, который избавил пассажиров от пробок. Технически нужно опираться именно на такие решения».