(обновлено )
Примерное время чтения: 5 минут
839

Подземка никогда не спит. Пять главных мифов о метро Петербурга

Сегодня в Петербурге активно развиваются сеть метрополитена. До 2050 года в городе на Неве планируют построить порядка 60 новых станций, что существенно упростит жизнь петербуржцев. Идёт работа и по обновлению подвижного состава. В ближайшие 10 лет Северная столица получит почти тысячу современных вагонов «Балтиец». Первые из них уже курсируют по красной ветке.

Вместе с этим развивается и отрасль в целом. Сегодня машинисты фактически выполняют функцию операторов, а составы стали образцами современных технологических решений и передовых систем, в том числе безопасности. Профессия машиниста, всегда вызвала интерес, а с появлением женщин-машинистов вопросов стало ещё больше, раскроем некоторые секреты самой популярной из 700 профессий «подземки». Корреспондент spb.aif.ru пообщался с пресс-секретарём «Петербургского метрополитена» Юлией Шавель и развеял самые распространённые мифы о работе в метро.

Правда ли, что машинистами могут работать только мужчины?

Нет, это не так. Прекрасный пол, действительно, перестали допускать к управлению поездами с начала 1980-х годов, но начиная с 2021-го Минтруд вновь разрешил женщинам работать машинистами. Сейчас в метрополитене Петербурга есть четыре девушки, которые работают на должности машиниста электропоезда и ещё три проходят обучение в Технической школе метрополитена.

К работе машинистом допускают только молодых сотрудников?

На курсы по обучению специальности «Машинист электропоезда метрополитена» принимаются кандидаты в возрасте от 18 лет, годные по состоянию здоровья. Допускают только тех, кто прошёл тестирование, профотбор у психологов и медицинское освидетельствование в поликлинике метрополитена. Да, как правило, это молодые люди, так как в среднем и старшем возрасте всё труднее сохранять здоровье. Каждый год машинисты проходят сложную медкомиссию. Учитывается характер работы машиниста — в условиях тоннеля, машинист работает один, длительное время находясь в замкнутом пространстве кабины.

На работу машинистом принимают исключительно с профильным образованием железнодорожника?

Это не совсем так. На работу принимаются кандидаты с образованием не ниже общего среднего (11 классов). Конечно, преимущество для зачисления в учебную группу Технической школы имеют кандидаты с техническим образованием. Им проще изучить сложные предметы, такие как электрическое, пневматическое и механическое оборудование подвижного состава. Также приветствуется высокая исполнительская дисциплина и ответственность.

Многие кандидаты приходят на обучение после окончания колледжа метрополитена. Им значительно проще, так как многое они уже знают. Как правило, они становятся старостами в учебной группе и помогают другим осваивать сложные предметы.

Правда ли, что в тоннелях метро не действуют правила дорожного движения?

Да, действительно, правила дорожного движения, к которым мы все привыкли, в метрополитене не действуют. В метро, как в подземной железной дороге, есть свои правила, и их обязаны знать все работники. Сокращённо они называются ПТЭ (правила технической эксплуатации метрополитенов РФ). Кроме них существует ещё и ИСИ (инструкция по сигнализации на метрополитенах РФ), а также ИДП (инструкция по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах РФ).

Светофоров в метрополитене очень много и каждый выполняет свою функцию. Кроме красного, жёлтого и зелёного света светофоры в метро горят голубым и белым. Каждый сигнал имеет определенное значение, и машинист знает их наизусть благодаря «Инструкции по сигнализации на метрополитенах Российской Федерации».

Светофоры в метро бывают:

  • входные (разрешают или запрещают въезд на станцию)
  • выходные (запрещают или разрешают отправление в перегон)
  • маневровые (одобряют или запрещают совершение маневра)
  • повторительные (нужны, когда условия видимости основного светофора снижены)
  • светофоры-ограждения (ограждают металлические конструкции) и т. д.

Обычно на участке устанавливают один светофор, который выполняет несколько функций. Так, часто светофор одновременно бывает входным и маневровым или проходным и оградительным.

Есть в метрополитене и ограничения по скорости. Например, комбинация сигналов светофора один жёлтый — один зелёный обязывает машиниста следовать со скоростью не более 60 км/ч, так как следующий светофор будет жёлтый (ограничение скорости до 40 км/ч).

В метрополитене нет сотрудников ДПС, но контроль за движением ещё более серьёзный, чем на обычной дороге. Его осуществляют ревизоры, которые проводят периодические проверки на линии. Кроме ревизоров существует специальная система, отслеживающая скоростной режим поезда. Она называется АЛС-АРС (автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости). Кроме поездной аппаратуры есть ещё и станционная. Если машинист превысит скорость, у поездного диспетчера сразу срабатывает звуковая сигнализация.

Правда ли, что после закрытия станций сотрудники метро расходятся по домам и приходят на работу только утром?

Метро никогда не прекращает свою работу. Ночью станции закрываются только для пассажиров. На самом же деле после закрытия вестибюлей жизнь в метро продолжает кипеть. Именно в период так называемого «ночного окна» выполняются основные работы по его обслуживанию. Каждую ночь специалисты осматривают колею и контактный рельс. Хозяйственный подвижной состав перевозит оборудование, строительные материалы, вывозит мусор, осуществляет промывку тоннелей. Производятся уборка и ремонтные работы на станциях. Машинисты тоже не уходят домой. Они ночуют в специальных комнатах отдыха, а утром возвращаются на свои составы и продолжают смену.

И именно ночью выходят на смену около 70% сотрудников более 200 профессий, чтобы всего за четыре часа подготовить метрополитен к двадцатичасовой бесперебойной и безаварийной работе.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах