Примерное время чтения: 4 минуты
916

Со щитом или на щите? Зачем новое оборудование для строительства метро

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Аргументы и факты - Петербург 08/02/2023

Развитие системы метро – один из наиболее болезненных вопросов для Петербурга. Уже традиционно сроки сдачи объектов сдвигаются, а новые станции появляются лишь на картах. Что случилось с проходческим щитом «Надежда», зачем городу новое спецоборудование – разбирался spb.aif.ru.

Сказались санкции?

Щит «Надежда» используют в Северной столице для прокладки тоннелей не первый год. Приобрели его 11 лет назад, когда строили станции Фрунзенского радиуса, у немецкой фирмы Herrenknecht AG. Представляет он собой массивную конструкцию длиной более 10 метров, напоминающую длинную колбу с тремя внутренними этажами.

В 2019-м щит передали Москве для строительства линий «подземки». Весной 2022 года «Надежда» вернулась в Петербург, но к работе так и не приступила.

Из столицы щит вернулся в плачевном состоянии. Требовалось, в том числе, заменить основные узлы, что стоило, мягко говоря, недешево. Осложняла все геополитическая ситуация – закупка необходимых для ремонта импортных запчастей оказалась под вопросом.

«Щиту требуется техобслуживание, как и любой машине после определенного времени. Если оценивать его состояние, то ничего критического и сверхъестественного с ним не произошло. «Надежда» находится сейчас в управлении механизации на ремонте. Щит в рабочем состоянии», – рассказали тогда корреспонденту издания в пресс-службе «МССС».

Планировали привести в порядок «Надежду» в течение шести месяцев. Ориентировались на сентябрь 2022 года. Но то ли из-за сложностей с поставками запчастей, то ли из-за критического состояния щит к работе не вернулся до сих пор.

Очевидные проблемы в вопросе строительства «подземки» прокомментировал губернатор города Александр Беглов. По его словам, тормозят открытие новых станций не только технические проблемы с зарубежными поставщиками, но и финансовые, с отечественными банками.

«Город является учредителем старого «Метростроя». Все оборудование принадлежит ему и находится в залоге у банков. Мы были вынуждены брать в аренду это оборудование. Щит «Надежда», который взяли в аренду, просто-напросто разукомплектован, и нам приходится его доукомплектовывать, чтобы уже в марте 2023 года все-таки запустить. Прочее оборудование, которое есть, оно устарело, на ладан дышит и требует соответствующего ремонта. И вот те же банки, с которыми вели переговоры, говорят: «Мы не дадим оборудование вам, пока не заплатите все долги», – рассказал градоначальник.

Новые щиты

На прошлой неделе стало известно, что Обуховский завод изготовит новые щиты для прокладки тоннелей. По материалам госзакупки, метрополитен заключил контракт с предприятием почти на 2,4 млрд рублей. Щиты используют для сооружения тоннелей при строительстве Красносельско-Калининской и Фрунзенско-Приморской линий. Поставить технику должны до 2025 года.

Многие предположили, что новое оборудование потребовалось из-за критического состояния «Надежды». Однако в беседе с spb.aif.ru пресс-секретарь АО «Метрострой Северной столицы» Александра Саблина развеяла слухи.

«Не стоит путать – это параллельные вещи. Обуховский завод производит щиты совершенно другого диаметра для других задач. Они будут почти в два раза меньше «Надежды». По контракту подрядчик поставит нам два проходческих щита (5,63 метра), 19 укладчиков тюбингов различных диаметров, два укладчика для наклонного хода. Щит «Надежда» проходит плановый ремонт, как и должен. И во втором квартале 2023 года его направят прокладывать Невско-Василеостровскую линию в сторону будущей станции «Богатырская», – объяснила представительница «МССС».

Также на предприятии заявили, что на данный момент проблем с запчастями никаких нет – все необходимые детали уже приобретены. Так как щит «Надежда» довольно большой (около 10 метров в диаметре), транспортировать его будут частями и постепенно собирать. Стартовый котлован находится на Туристской улице. Там уже довольно давно ведутся подготовительные работы.

Комментарий

Вице-губернатор Петербурга Алексей Корабельников:

«Ситуация с санкциями стала толчком к развитию отечественного производства оборудования, востребованного в промышленности и строительстве. Это касается и проходческих щитов. Раньше все щиты закупались в Германии, а сейчас мы имеем возможность покупать у наших производителей. На 2023 год в бюджете Петербурга на строительство метро заложили 30 млрд рублей. При этом, если «метростроевцы» покажут хорошие темпы работы, объемы финансирования увеличат».

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах