«Метрополитен – лакомство для особо крупных городов, но у нас на это нет ни темпов, ни геологии», – с этих слов началась состоявшаяся недавно важнейшая стратегическая сессия транспортного будущего Петербурга.
Сейчас эксперты, чиновники и депутаты активно обсуждают, как оживить улицы города на Неве с помощью старого доброго трамвая – но в новом обличье, с использованием современных технологий.
Между тем Петербург – город, некогда удерживавший мировой рекорд по протяжённости трамвайных линий. Сегодня он возвращает себе лидерство, но уже в контексте цифровизации, комфорта и экологичности. Как подчёркивает научный руководитель факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, «транспорт – это не просто логистика, это ритм жизни мегаполиса». А в условиях, когда метро строится медленно и дорого, логика подсказывает: нужно искать альтернативы. Такой альтернативой сегодня и становится современный скоростной трамвай. Подробнее – в материале spb.aif.ru.
Полигон для новых решений
Метростроение в Петербурге сталкивается с очевидными трудностями: сложная геология, глубокое залегание станций, высокая стоимость и длительные сроки проектирования и пробивки тоннелей. Даже самые амбициозные проекты, вроде продления Кировско-Выборгской линии в сторону «Александрино» и «Пулково», реализуются с горизонтом 2030-х годов. Как без обманчивого оптимизма заявлял губернатор Александр Беглов, «мы движемся, но медленно».
На этом фоне трамвай выглядит гораздо более гибким и быстрым решением. Первый участок маршрута Купчино – Шушары – Славянка откроется до конца года, а продление до Царского Села и города-спутника Южный уже включено в инвестиционные соглашения. Об этом рассказал председатель комитета по инвестициям Петербурга Иван Складчиков.
«Первое – это продление линии Купчино – Шушары – Славянка до кампуса СПбГУ «Невская дельта». Был выбран такой вариант, так как для линии не нужно строительство нового депо. Депо, которое уже почти построено, возьмёт на себя всю нагрузку. Поэтому мы снижаем финансовую нагрузку на этот проект. И второе соглашение подписали на ПМЭФ по строительству двух линий от станции метро «Шушары». До Колпино и до города-спутника «Южный». Для продления до «Невской дельты» не потребуется новое депо – это уже серьёзная экономия», – отметил чиновник.
На ПМЭФ-2025 подписаны ключевые соглашения о развитии трамвайной сети. Участие в них приняли крупнейшие компании финсектора, производители и городская администрация. Общий объём инвестиций – порядка 130 млрд рублей. Новая сеть протянется от метро «Шушары» вдоль Софийской улицы, Южной широтной магистрали, Волхонского шоссе, соединяя Пушкин, Колпино и Южный.
По словам Германа Грефа, «трамвайные линии – это инвестиции в качество жизни». А губернатор Александр Беглов уверен, что город на Неве возвращает себе звание трамвайной столицы, ведь Петербург за последние пять лет обновил более 80% парка трамваев и троллейбусов, а в 2026 году появится новая скоростная линия «Славянка».
Председатель комитета по транспорту Валентин Енокаев сообщил, что уже сейчас курсируют 620 новых вагонов, а к концу года их число вырастет до 770. Маршрут № 36 стал флагманом – его обслуживают «умные» трамваи с медиаэкранами и системой видеонаблюдения.
«Обновление подвижного состава на 36-м маршруте стало частью нашей комплексной программы по развитию всего электрического транспорта Петербурга, в рамках которой мы с 2021 года ведём масштабное обновление подвижного состава трамвайных и троллейбусных парков. В город уже прибыли и вышли на линию свыше 620 трамваев и троллейбусов. Только в этом году поставлено почти 100 трамвайных вагонов и троллейбусов», – подчеркнул глава профильного комитета.
Двигатель урбанистики
Председатель комитета по транспорту и логистике ТПП Петербурга Антон Кривошеев отметил, что каждый продуманный маршрут может оживить целый район: «Проект «Чижик» на Ржевке доказал: хороший трамвай – это не просто транспорт, а фактор экономического оживления».
Благодаря скоростному и комфортабельному движению жители начали активно использовать его в повседневной жизни, что сразу отразилось на бизнесе и инфраструктуре района. Сходные перспективы ожидают Шушары, Колпино, Южный. Тем более что многие из этих районов – новые или быстро развивающиеся. Там строится жильё, ИТ-кластеры, кампусы университетов. Возить людей надо уже сейчас, а не через 10 лет, когда туда придёт метро.
Заместитель директора ФГБУ «Научный центр по комплексным транспортным проблемам Минтранса России» Татьяна Михеева подчёркивает – одного обновления подвижного состава мало: «Нужна современная инфраструктура, доступная среда, понятная навигация. Без этого даже новый трамвай будет стоять в пробке, а пассажиры выберут автомобиль».
Поэтому сегодня вместе с вагонами обновляют остановки, внедряют QR-обратную связь, строят выделенные полосы и делают упор на транспортное планирование.
Центр транспортного планирования Петербурга под руководством Рубена Тертеряна ежегодно опрашивает 30 тысяч горожан. Исследования показывают: поведение пассажиров меняется, снижается мобильность, растёт число прогулок. Людям нужен не просто транспорт, а понятный и комфортный маршрут, убеждены аналитики Северной столицы.
Так или иначе, сегодня эксперты сходятся в одном: современный трамвай – это не замена метро, а его стратегическое дополнение. Он быстрее строится, дешевле в эксплуатации, гибче в маршрутах и способен решать задачи здесь и сейчас. Особенно в новых жилых массивах юга города, где метро появится не скоро. Петербург уже вошёл в федеральный эксперимент по беспилотным трамваям. А с учётом роста пассажиропотока, развития «наземного метро» и цифровизации маршрутов именно трамвай может стать транспортным каркасом мегаполиса XXI века.
«Трамвай – это город. Он его двигает, организует и формирует. И чем современнее он будет, тем лучше станет жизнь в мегаполисе», – резюмируют эксперты.
Справка
К 2028 году трамвай должен стать полноправным аналогом метро в Петербурге. В планах:
- запуск линии Купчино – Шушары – Славянка (до конца 2025-го);
- продление до Царского Села и ИНТЦ «Невская дельта»;
- новые концессии на линии «Шушары – Колпино»
- «Шушары – Южный»;
- тестирование беспилотных трамваев;
- участие в правовом эксперименте по трамваю-поезду (трамтрейн).