Примерное время чтения: 7 минут
113

Трамвай в блокадном городе. Как он стал основным видом транспорта

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. Аргументы и факты - Петербург 20/03/2024
8 марта пошли первые грузовые трамваи, а уже 15 апреля начались пассажирские перевозки.
8 марта пошли первые грузовые трамваи, а уже 15 апреля начались пассажирские перевозки. public domain

Весной 1942 года в Ленинграде произошло событие, которого все так долго ждали – снова пошли трамваи. 8 марта на улицах появились грузовые вагоны. Они помогали очищать город от мусора, нечистот и снега, перевозили раненых, сырьё и топливо для предприятий. А 15 апреля возобновилось пассажирское движение. Это стало большим праздником для жителей осаждённого города.

«Рембрандт» поехал на трамвае

В 1941-м среди транспортных предприятий Ленинграда трамвайный парк был одним из самых крупных. Всего насчитывалось 42 маршрута, по которым каждый день передвигались 1835 вагонов. Общая протяжённость линий превышала 700 км, соединяя все районы и некоторые пригороды с центром. Вскоре собирались проложить и новые линии электротранспорта, однако с этими планами пришлось повременить четыре года. Началась война.

«В сентябре враг взял город в кольцо, что отразилось и на транспортном сообщении, – говорит писатель, автор сценария фильма «Трамвай идёт на фронт» Анатолий Аграфенин. – Автомобили были мобилизованы на фронт, а троллейбусная сеть плохо развита. Единственным средством передвижения стал трамвай. На него легла огромная нагрузка по обеспечению города всем необходимым. На трамваях перевозили солдат к линии фронта, рабочих – на предприятия, где продолжали выпускать оружие и хлеб».

Параллельно шла эвакуация, и тяжёлое оборудование, которое отправляли вглубь страны, тоже перемещали к железнодорожным станциям на грузовых платформах трамваев. Возили сырьё, топливо для заводов и фабрик, продукты в магазины и песок для литейного производства. Даже экспонаты из коллекции Эрмитажа, уезжавшие в Свердловск (сегодня Екатеринбург), доставили на вокзал на трамвае. Решение приняли по-военному быстро: изменили схему движения, и вагоны подали прямо на Дворцовую площадь.

В город стали привозить раненых. От санитарных поездов к больницам их тоже везли на трамваях. Для этого знаменитую «американку» (машины серии ЛМ-33) пришлось переоборудовать в мобильный госпиталь. В вагонах вместо сидений укрепили три яруса кронштейнов для носилок, провели отопление и установили баки с горячей водой. Так удалось без промедления помочь тысячам пострадавших.

Готовили трамваи и к борьбе против танков. В районе Автово, где фронт был всего в четырёх километрах, вагонами МС (моторные стальные) перекрыли Петергофское шоссе. Также их укрепили мешками с песком и приспособили как огневые точки.

Город стал пешим

Тиски блокады сжимались, и уже в ноябре 1941 года в Ленинграде начались массовые перебои с электроэнергией. Трамваи ещё ездили вплоть до 8 декабря, затем только отдельные вагоны, а 3 января 1942 года весь транспорт замер прямо на заснеженных улицах. По словам Даниила Гранина: «Город стал пешим».

«…С Московского – до самой Александро-Невской лавры – цепь обледеневших, засыпанных снегом, тоже мёртвых – как люди, мёртвых – троллейбусов. Друг за другом, вереницей, несколько десятков. Стоят. И у Лавры на путях цепь трамваев с выбитыми стёклами, с сугробами на скамейках. Тоже стоят. Я шла мимо умерших трамваев и троллейбусов в каком-то другом столетии, в другой жизни», – писала Ольга Берггольц в своём «Ленинградском дневнике».

Началась страшная зима. На февраль-март 1942-го пришёлся пик смертности – каждый день в осаждённом городе умирали четыре тысячи пятьсот человек. В феврале руководство Ленинграда приняло решение во что бы то ни стало восстановить трамвайное движение. Приближалась весна, и на смену лютым 40-градусным морозам должно было прийти тепло. Это значило, что неубранный город может просто задохнуться от нечистот, начаться эпидемия. Срочно требовался транспорт, который поможет убрать всё, что скопилось за зиму.

И здесь настоящий подвиг совершили сотрудники Трамвайно-троллейбусного управления. В ту пору им руководил Михаил Сорока, которого за преданность делу называли «командиром блокадного трамвая». Несмотря на холод и голод, специалисты в короткие сроки восстановили около 150 километров контактной сети. Причём работали преимущественно женщины: они трудились не только вагоновожатыми, но и слесарями, энергетиками, ремонтниками.

Символ жизни

Символично, что именно 8 марта пошли первые трамваи – пока грузовые. А уже 15 апреля начались пассажирские перевозки. И хотя сначала восстановили только пять маршрутов, их проложили настолько оптимально, что через центр можно было добраться в любой район лишь с одной пересадкой. А два номера – «3» и «9» везли пассажиров в сторону фронта.

Заслышав звонок трамвая, ленинградцы не могли сдержать слёз.

«И вот я в кабине, – вспоминала машинист трампарка имени Блохина Ефросинья Агапова. – Тронула ручку контроллера, поставила на первое положение – и вдруг вагон ожил. Не могу передать, что испытала в эту минуту. Трамвайный звонок – как Победа. Много потом было рейсов. Но тот, 15 апреля, не забуду никогда. И всегда у меня в памяти лица моих блокадных пассажиров».

Шоком стал запуск трамвайного движения для немцев. Один из пленных не мог поверить, что в городе, который со всех сторон окружён и уже шесть месяцев находится в блокаде, «где все покойники», запускают трамвай. Для ленинградцев он стал символом жизни, но до снятия осады было ещё далеко. Фашисты постоянно обстреливали трамваи, гибли вагоновожатые и пассажиры. Чтобы минимизировать потери, вагоны защищали при помощи светомаскировки, а места остановок периодически переносили, сбивая противника с толку.

Сегодня на здании Трамвайного парка № 3, расположенного на Большой Посадской улице в Петроградском районе, установлена мемориальная табличка, напоминающая, что именно отсюда 15 апреля 1942 года вышли на линию первые трамваи. А в 2007-м в Кировском районе на проспекте Стачек был установлен памятник «Блокадный трамвай». Это реальный вагон городского электротранспорта, собранный на Путиловском заводе в 1930-х годах и отреставрированный сейчас в мельчайших деталях. На всех оконных проёмах вагона щиты с фотографиями Ленинграда военных лет. По углам от мемориала закреплены гранитные стелы. В 1943-м, когда блокада Ленинграда была прорвана, вагоновожатые звонили в звонки трамваев одновременно с залпами победного салюта.

Десять вопросов об истории блокады

Уважаемые читатели! В выпуске «АиФ» № 11 мы опубликовали седьмой вопрос просветительского проекта «Десять вопросов об истории блокады», который наша газета проводит совместно с Президентской библиотекой.

Седьмой вопрос: «Когда в апреле 1942 года этот транспорт вышел на улицы Ленинграда, для блокадников это стало предвестником грядущей победы, а для врага – знаком тщетности усилий. О чём идёт речь?»

Ответ: «В декабре 1941 года из-за прекращения подачи электроэнергии были отключены тяговые подстанции трамваев. Брошенные, примёрзшие к рельсам на линии вагоны в первую блокадную зиму стали символом остановившейся жизни города. Благодаря принятым экстренным мерам – массовой заготовке торфа внутри блокадного кольца, поставкам топлива по Дороге жизни – к весне 1942 года удалось возобновить трамвайное движение. 7 марта 1942 года пошли грузовые трамваи, которые перевозили мусор, лёд и снег. 15 апреля было запущено пассажирское движение. По данным начальника Трамвайно-троллейбусного управления Ленинграда Михаила Сороки, за два дня трамваи перевезли более миллиона человек. Сначала трамваи ходили по пяти маршрутам, а к лету 1943 года – уже по пятнадцати. Только в мае 1944 года удалось восстановить троллейбусное сообщение, а движение автобусов началось уже после окончания Великой Отечественной войны – в августе 1945 года».

Мы продолжаем просветительский проект. Восьмой вопрос:

«Эта книга стала по праву первой народной книгой о блокаде Ленинграда. Фрагменты из неё с цензурными правками и изъятиями впервые были опубликованы в 1977 году в № 12 журнала «Новый мир». Из-за запрета, наложенного партийным руководством города, книга была издана в Ленинграде лишь в 1984 году. На основе дневников и 200 рассказов жителей блокадного города авторы представили блокаду, как «эпопею человеческих страданий», показали пределы человека и его духовную силу, которая помогла преодолеть выпавшие на долю ленинградцев тяжёлые испытания». Как вспоминал один из авторов, «я увидел, что существовала неизвестная мне внутрисемейная и внутридушевная жизнь людей, она состояла из подробностей, деталей, трогательных и страшных, необычных».

В какой книге впервые было открыто написано о том, «как жили и умирали в блокаду»?

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах