Примерное время чтения: 7 минут
432

Укрощение «шайтан-мопеда». Как защитить пешеходов от курьеров?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. Аргументы и факты - Петербург 26/03/2025
Как найти баланс между удобством доставки и безопасностью горожан?
Как найти баланс между удобством доставки и безопасностью горожан? / Belkin Aleksey/news.ru / www.globallookpress.com

Электровелосипеды стали неотъемлемой частью современного мегаполиса – мобильные, быстрые, бесшумные. Но за удобством скрывается опасность. За 2024 год только в Петербурге – почти тысяча пострадавших.

Курьеры на «шайтан-мопедах» носятся по тротуарам, подвергая жизни горожан опасности. Власть бьет тревогу и предлагает новые правила, эксперты ищут баланс между удобством доставки и безопасностью горожан, а сотрудники ГАИ вышли на улицы города и начали проверять у курьеров документы, забирая электробайки у нарушителей. Подробности – в материале spb.aif.ru.

Проблема на колёсах

По данным статистики, только для курьерской доставки в городе используется около 14 тысяч таких средств индивидуальной мобильности. Сколько их всего – неизвестно, ведь регистрация не предусмотрена. Эти мощные и скоростные скутеры, формально не считающиеся транспортными средствами, на законных основаниях носятся по тротуарам.

В России за неполный 2024 год произошло 920 аварий с электровелосипедами, в которых погибли 25 человек, а 926 получили травмы. Курьеры служб доставки – главные нарушители. Их бесшумные «монстры» с моторами мощностью 1,2 кВт и скоростью до 45 км/ч представляют реальную опасность.

«Мы пока недооцениваем угрозу от электровелосипедов, а это не такая безобидная история», – отмечает глава комиссии ЗакСа по транспорту Алексей Цивилёв.

Он добавляет, что при столкновении на скорости 25 км/ч пешеход получает травмы, сравнимые с падением с семиметровой высоты.

«В Петербурге курьеры ездят и по дорогам, и по тротуарам. Люди ютятся на двух метрах, да там ещё какой-нибудь ларёк стоит или остановка. Пешеходам приходится лавировать. Мы должны людей юридически ограждать от этой опасности», – считает Цивилёв.

Мнения экспертов разделились. Автоюрист Дмитрий Славнов считает, что быстрые электровелосипеды пора приравнять к мопедам.

«Сейчас рассматривают возможность приравнять электровелосипеды с мотором мощностью выше 250 Вт к мопедам и обязать водителей получать права категории М, тогда они будут ездить не по тротуарам, а по дорогам», – говорит эксперт.

Сенатор Артём Шейкин поддерживает усиление контроля.

«Проведение рейдов, выявление нарушителей ПДД среди курьеров и привлечение их к ответственности – это абсолютно необходимые меры для обеспечения безопасности», – заявляет Шейкин.

Он уверен, что устройства мощностью свыше 250 Вт должны двигаться по проезжей части. В Госдуме уже рассматривается законопроект о штрафах для пользователей электросамокатов и велосипедов.

Исполнительный директор движения «Пошли-поехали» Дмитрий Кудинов предлагает компромисс.

«Существует несколько подходов к решению этой проблемы. Ещё один интересный вариант – введение дополнительной категории транспортных средств, управлять которыми можно только с 16 лет. По сути, у нас мопеды и мотоциклы массово катаются по пешеходной инфраструктуре. Это неприемлемо», – делится Кудинов.

В Общественной палате РФ звучат радикальные идеи: регистрация электровелосипедов, ограничение скорости до 25 км/ч с помощью IoT-модулей и даже повышение возраста использования до 18 лет.

«Тюнингованные «монстры-колхозники» достаточно сложно контролировать», – сетует президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александр Митюков.

Полиция в деле

Правоохранители не сидят сложа руки. С 10 по 14 марта в Петербурге прошла операция «Электровелосипед»: проверили 1500 водителей, почти 1000 оштрафовали.

«За период этой операции зарегистрировали девять ДТП с участием электровелосипедистов. В них травмы средней степени тяжести получили три человека», – сообщили в ГУ МВД.

Один курьер попал под уголовное дело за попытку дать взятку инспектору. Выяснилось, что каждый пятый нарушитель – иностранец с нарушениями миграционного законодательства.

«У полиции возникают вопросы о приёме таких сотрудников на работу и их проверках в компании», – отмечают в МВД.

Всего за 2024 год в Петербурге и Ленобласти возбуждено более 11 тысяч административных дел с участием СИМ.

В Москве пошли дальше: сотни электровелосипедов изъяты за превышение мощности или скорости.

«Если транспортное средство является мопедом, требующим прав категории «М», и такого документа нет у курьера, то оно отправляется на экспертизу», – поясняет Митюков.

Кроме того, в Москве с мая 2025 года введут ограничение скорости электровелосипедов до 25 км/ч с автоматическим снижением в «медленных» зонах. Петербург тоже готовится: обсуждают горячую линию для жалоб и беседы с курьерами о ПДД.

Другая сторона

Сами курьеры и их работодатели видят ситуацию иначе.

«Мы понимаем озабоченность общественности, но наши курьеры стараются соблюдать ПДД. Однако чтобы успеть доставить заказ в срок, иногда приходится двигаться быстрее», – признаётся представитель одной из служб доставки.

Курьеры же жалуются на дороги. В беседе с изданием один из водителей «шайтан-мопеда» признался, что передвигаться по проезжей части страшно, машины не всегда уступают, а велодорожек в городе мало, поэтому в основном заказы он доставляет именно по тротуарам.

Не секрет, что зарплата курьеров привязана к скорости доставки. А перевод всех на проезжую часть может увеличить риски ДТП, особенно зимой, когда снежная каша делает управление сложным.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что новые правила, усиление контроля и обучение ПДД – шаги в правильном направлении. Но без развития велодорожек, городской инфраструктуры и учёта интересов всех сторон – от пешеходов до курьеров – прийти к общему знаменателю не удастся.

Статистика: электросамокаты берут своё

С началом сезона электросамокатов в Санкт-Петербурге участились случаи травматизма: только за последнюю неделю зафиксировано не менее 25 пострадавших.

Медики отмечают рост обращений с ушибами, сотрясениями и переломами, связанными с падениями и столкновениями при использовании электросамокатов.

Самый тяжёлый случай произошёл на Автовской улице. 42-летний мужчина, управлявший электросамокатом, попал в серьёзное ДТП. С разрывом мочевого пузыря, закрытой черепно-мозговой травмой и сотрясением мозга его госпитализировали в реанимацию в состоянии, оцениваемом как тяжёлое.

Ещё девять человек получили травмы средней степени тяжести и были доставлены в больницы. В их числе – переломы конечностей, костей лица, сотрясения мозга, повреждения глаз и ушибы головы.

Напомним, что с прошлого года в центре города и на Васильевском острове парковка электросамокатов ограничена, а активисты даже пытались добиться полного запрета через референдум, но безуспешно.

А как у них?
За рубежом подходы разные. В Китае электровелосипеды разрешены, а самокаты – под запретом. В Европе часто требуют регистрацию и шлемы. Многие эксперты предлагают изучить опыт других стран и адаптировать его к нашим условиям.

Что предлагают депутаты

Сейчас депутаты ЗакСа написали письмо в ГАИ и Минтранс РФ с просьбой придумать для двухколёсных дорожные знаки, которые можно ставить на тротуарах, а также разрешить размещать лежачих полицейских в пешеходной зоне.

Также среди предложений:

  • ввести понятие «электровелосипед» – двухколёсное средство с электромотором до 0,25 кВт, приводимое в движение педалями и двигателем;
  • уточнить определение «мопед» – транспорт с двигателем внутреннего сгорания до 50 куб. см или электромотором до 4 кВт;
  • ограничить тротуары: разрешить ездить по ним только на обычных велосипедах лицам старше 14 лет. Электровелосипедам – доступ только при сопровождении детей до 14 лет или перевозке ребёнка до 7 лет, со скоростью не выше 10 км/ч.

«Движение велосипедистов, передвигающихся на электровелосипедах по тротуару, допускается только в случае, если он сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе», – говорится в пояснительной записке.

Прогресс, конечно, не остановить, но он не должен оплачиваться здоровьем людей. Депутаты предлагают переместить электровелосипеды на проезжую часть, если нет велодорожек, оставив тротуары для пешеходов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах