Примерное время чтения: 3 минуты
423

«Александр Невский. Легенда о герое». В Петербурге открылась новая выставка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. Аргументы и факты - Петербург 08/12/2021 Сюжет 800-летие со дня рождения князя Александра Невского
Тарелки из знаменитого сервиза ордена святого Александра Невского.
Тарелки из знаменитого сервиза ордена святого Александра Невского. / Елена Данилевич / АиФ

6 декабря в Музее истории Санкт-Петербурга открылась выставка «Александр Невский. Легенда о герое». Экспозиция, развернутая в Инженерном доме Петропавловской крепости, стала частью масштабного межмузейного проекта под общим названием «Александр Невский. Северный путь», посвященного 800-летию великого полководца. В ее организации приняли участие семь музеев, в том числе из Новгорода и Суздаля, Российская национальная библиотека, ГОЗНАК, Институт истории РАН и другие учреждения.

Заступник Русской земли

«На выставке рассказывается, как на протяжении столетий менялось восприятие образа Александра Невского – исторического деятеля, святого, национального героя, – отметил директор музея истории Петербурга Владимир Кириллов. – Как этот образ использовался в идеологии, литературе, кино, изобразительном искусстве. Представленные иконы, гравюры, портреты, орденские знаки, книги, медали, фотографии, плакаты позволят проследить основные этапы формирования иконографии героя в XVIII–ХХ веках».

Александр Невский уже в XIV веке считался заступником Русской земли. При Иване Грозном он стал покровителем династии Рюриковичей, а 1547 году на Стоглавом соборе его канонизировали и установили День празднования – 23 ноября (6 декабря по новому стилю). Перед смертью князь успел принять монашество, поэтому на иконах XVI–XVII веков он изображался в монашеских одеждах.

Демонстрируется в Инженерном доме и литография Василия Тимма «Перенесение мощей Святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург в 1724 году». Это произошло по распоряжению Петра Первого, который видел в Невском защитника Русской земли. По воле императора изменилась и иконография святого. Теперь он стал изображаться в доспехах, с мечом как воин и непобедимый полководец. На выставке можно увидеть подобные изображения великого князя на иконах XIX века. Среди них уникальная икона на фарфоре «Святой Александр Невский», созданная на Императорском фарфоровом заводе. В образе воина князь предстает и на живописном полотне Михаила Нестерова «Святой князь Александр Невский» (1894–1895).

В память о заступнике Руси в 1725 году Петр Великий учредил и орден святого Александра Невского (об истории награды читайте на первой странице нашего спецпроекта). А на выставке можно увидеть тарелки из знаменитого сервиза ордена святого Александра Невского (Александровского сервиза), выпущенного Императорским фарфоровым заводом в 1855–1881 годах.

Символ старого мира?

При императрице Елизавете Петровне был учрежден новый городской праздник. 30 августа ежегодно совершался крестный ход из Казанского собора по Невскому проспекту в Лавру. В нем принимали участие монаршие особы. Празднование Александрова дня запечатлено на акварели Василия Садовникова «Высочайшее шествие в Александро-Невскую лавру 30 августа 1859 г.» и фотографии Карла Буллы «Крестный ход на площади у Александро-Невской лавры» (1910–1916). Они тоже представлены в экспозиции.

После Октябрьской революции князь Александр Невский стал символом старого мира: феодалом и «угнетателем простого народа». Его имя исключили из учебников, а в рамках антирелигиозной кампании в 1922 году была вскрыта рака с мощами святого. Однако последовал рост патриотических настроений, и в 1930-е князя в историю вернули. Снова потребовалась его слава полководца, защитника рубежей русского государства. На этот раз образ национального героя сформировался благодаря художественному фильму С. Эйзенштейна «Александр Невский». Это подтверждают и афиша, фотографии со съемок, которые вошли в состав выставки.

Новое значение приобретает образ Александра Невского с началом Великой Отечественной. Он появляется на многочисленных агитационных плакатах – «Били, бьем и будем бить!» (1941) и «Ледовое побоище» (1943) Владимира Серова. «Бьемся мы здорово, колем отчаянно – внуки Суворова, дети Чапаева» (1941), созданном знаменитыми Кукрыниксами. Государственные издательства стали публиковать книги о полководце. С работами, выпущенными Госполитиздатом в 1942 году, и многими другими интересными и редкими экспонатами можно познакомиться на выставке в Петропавловской крепости. Она открыта до 29 марта 2022 года.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах