Игорь Семенников – необычный художник. Он рисует не предметы или здания, а эмоции и впечатления. Выставка картин мастера «Две столицы век назад», которая открылась в музее семьи Бенуа в Петергофе, посвящена Москве и Петербургу столетней давности. На полотнах изображены велосипедисты у Зимнего дворца, празднование 200-летия Северной столицы, едущий вдоль Невы трамвай, парад конного полка, бытовые зарисовки и множество других сюжетов из жизни двух крупнейших городов. Свои картины Семенников создавал, глядя на старые фотографии и открытки. «Переписать фотографию невозможно, - признается художник. – Глаза, которые смотрят со старых фотографий, говорят гораздо больше».
Петербург глазами москвича
В музее семьи Бенуа представлено 110 картин мастера: 55 из них посвящены Петербургу и 55 - Москве. Серия появилась на свет абсолютно случайно. Когда Игорь Семенников писал маслом одну из картин, к нему обратились с просьбой проиллюстрировать книгу о Москве 20-х годов – «Город и люди». Художник не стал менять формат работы и создал несколько картин, написанных масляными красками. Потом эти работы перенесли в иллюстративный ряд с помощью компьютерных технологий.
Семенников написал восемь картин по «спальной» Москве, а когда книжка вышла в свет, понял, что остановиться уже не может. Так и появились 68 картин о старой Москве и 73 – о Петербурге. Большую часть этих работ мастер привез на выставку в Петергоф.
Стоит отметить, что в музее семьи Бенуа регулярно проходят выставки современных художников, работающих в жанре ретроспективизма. Однако картины о Петербурге, которые написаны москвичом – уникальное явление не только для отдельно взятого музея, но и для всей страны. «Нам эта выставка покажет московский взгляд на Петербург, – отметила директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. – Это замечательное содружество двух крупных столиц».
«В Петербурге много живых лиц»
Игорь Семенников не ставит перед собой цели посетить место, которое он изображает на картине. При написании работ художник руководствуется старыми фотографиями, открытками и документами. При этом мастер не стремится к документальной точности. Его цель – передать на холсте свое впечатление от увиденного.
«Отклик, который вы получаете от просмотра старых фотографий Москвы и Петербурга, подскажет вам об ауре двух столиц, - уверен Семенников. – Я смотрел фото и кинодокументы, и мои впечатления воплотились в серию. Фотография, неодушевленный предмет, при прикосновении человеческих рук, взгляда, напитывается определенной энергетикой, которая потом передается другому человеку. Главная задача выставки проста. Я не исторический живописец. Я хочу с помощью красок, фактуры, технических приемов, доступных живописцу, доставить вам визуальное удовольствие. Если вы при этом увидите неизвестный факт из истории Петербурга и расскажете о нем другому человеку – это сразу две задачи, которые достойны художника».
В Петербурге художник был несколько раз. Здесь у него несколько любимых мест. Одно из них – Екатерининский сад. Семенникову нравится сидеть в открытых кафе рядом с садом и смотреть на лица прохожих. «Если посмотреть на старые фотографии – даму с ребенком, военного пехотинца – можно увидеть, что лица с тех пор изменились до неузнаваемости. Я люблю лица петербуржцев. Они прекрасные, чистые и отзывчивые. У вас очень много живых лиц, в Москве их меньше. А в период XIX века лица в двух городах практически не отличались ». Еще одно любимое место художника, разумеется, Петергоф, ведь именно здесь можно увидеть частичку прошлого, узнать, о чем мечтали наши предки.
Через картину – в прошлое
Картины художника представлены в десяти залах музея семьи Бенуа. Смотря на эти работы, посетители выставки окунаются в атмосферу прошлых столетий. Экспрессивность мазков и буйство красок делает живопись гораздо более реалистичными, чем фотографии. На какое-то время можно поверить, что вы действительно своими глазами видели моменты, изображенные на полотнах – присутствовали при заготовке льда на Неве, праздновали двухсотлетний юбилей города, катались на велосипеде-«костотрясе» по Дворцовой площади и гуляли в тихих московских двориках.
Рядом с картинами находятся не только таблички с их названиями, но и целое описание эпохи и действия на холсте. Этот своеобразный литературно-исторический комментарий художника дополняет визуальный ряд, напоминая о забытых фактах нашего прошлого. «Мы забыли о том, что наше настоящее – это будущее наших предков, - поясняет Игорь Семенников. – Есть такое старое русское слово – «оглядка». Оно означает пристальное внимание к чему-либо, дабы не совершить оплошность в будущем. Мы должны оглянуться и посмотреть, что думали предки о своем будущем. Для этого нужно увидеть их лица на фотографиях. Идущий вперед потеряется, если не знает, откуда он вышел. Мы не можем представить настоящее, но, посмотрев издалека, может представить образ, узнать, что такое настоящая Россия».