В бой идут сто... концертов
А начался фестиваль 19 апреля - в Пасху, выступлением хора Мариинки в Храме Христа Спасителя. Присутствующий на концерте Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем обращении сказал, что фестиваль - это «бой пошлости, безвкусию, разрушению человеческого достоинства», которые насаждает массовая культура.
И действительно, 100 концертов, прошедшие в 28 городах - от Мурманска до Хабаровска, от Якутска до Казани, - дали россиянам уникальную возможность услышать выдающихся исполнителей. Прежде всего оркестр и хор Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева - вдохновителя и организатора фестиваля. А также Юрия Башмета и его ансамбль «Солисты Москвы», одного из лучших скрипачей мира Николая Цнайдера, восходящую звезду - скрипача из Армении Сергея Хачатряна. Питерцам повезло особенно, потому что 2 мая, в день рождения маэстро, для них пела Анна Нетребко!
Этот концерт был благотворительным, как и многие другие фестивальные. Также маэстро считает важным давать общедоступные бесплатные концерты. Оркестр Мариинки выступил для студентов и преподавателей вузов Екатеринбурга, Еревана, Беломорска, Москвы.
За время фестиваля музыканты со своим руководителем в общей сложности несколько суток провели в поездах, давая при этом ежедневные концерты.
- Пасхальный фестиваль мы делаем, прежде всего, для российской публики, для тех 150 миллионов, которые живут в нашей стране, - говорит Гергиев. - Мы не относим себя к клубу избранных, считающих, что выступать надо только в элитных залах. Мы - театр всемирного значения, но прежде всего – государственный, российский. Наша духовная опора и поддержка - это люди, которые живут здесь. И мы сделали все, чтобы двери пасхального фестиваля были открыты для них как можно шире.
«Звонильная программа»
Пасхальный фестиваль активно поддерживает церковь - концерты хоровой музыки проходили во многих храмах. Кроме того, была специальная «Звонильная программа», так, в колокола Петропавловского собора звонил знаменитый звонарь Игорь Коновалов из Храма Христа Спасителя.
Говоря о фестивале, Патриарх Кирилл отметил, что «идея гармонии заложена в самом мироздании. Бог пожелал, чтобы весь мир был построен на основе законов гармонии, а когда они нарушаются, в мире, как и в музыке, происходит разлад, диссонанс. Поэтому достижение консонанса в жизни - самая главная задача личности и общества».
Интересно, что Патриарх во времена своего служения в Петербурге, по его признанию, не пропускал ни одной премьеры Мариинского театра и даже предсказал блестящую карьеру Михаилу Барышникову.
Праздник без попсы
Более 500 человек - замечательных музыкантов, участвовали в фестивале. Это гораздо больше, чем «солистов» поп-музыки, привыкших устраивать чес по родной стране. Впрочем, теперь «гастроль» пошла на убыль.
Концерты Пасхального фестиваля давались в основном для социально незащищенных слоев. Они проходили не только в залах, но и в культурных центрах, детских домах и домах ветеранов.
Валерий Гергиев считает важным, чтобы фестиваль продолжался и тогда, «когда нас уже не будет». Залог продолжения традиции - участие в концертах молодых музыкантов. Так, солисты Академии молодых певцов Мариинки выступили в девяти городах, в том числе - в Мирном, Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке, Тольятти. Кроме концертов были мастер-классы для местных исполнителей и даже уроки итальянского языка - законодателя в мировой опере.
Фестиваль дал возможность показать свое искусство хоровым коллективам Владикавказа, Самары, Армении, Эстонии, Литвы, Украины, Южной Осетии, Абхазии, Сербии и Болгарии. Как говорили иностранные участники - они еще никогда не видели, чтобы концерты становились настоящими народными праздниками.