От Шекспира до Шварца
Первым премьеру дарит Александринский театр - уже 14 сентября будет показана шекспировская комедия «Укрощение строптивой» в постановке литовского режиссёра Оскараса Коршуноваса. Художественный руководитель театра Валерий Фокин считает, что «императорская сцена» должна служить традиции, а современные экспериментальные спектакли появятся с открытием второй площадки. Поэтому в планах классика - «Синяя птица» Метерлинка и композиция «Гоголь». Впрочем, публика, которая видела в Александринке «Чайку», «Дядю Ваню», «Гамлета», уверена, что эксперименты уже в разгаре.
В МДТ-театре Европы Лев Додин репетирует чеховские «Три сестры». В этом театре с классикой обращаются не так смело, как в Александринке, но и здесь есть специфика - артисты много обнажаются. Какими явятся «Три сестры» - узнаем.
БДТ тоже планирует классику - комедию Бомарше «Фигаро» и «Дом Бернарды Альбы» Лорки. На этой сцене с золотым фондом мировой драматургии обращаются уважительно.
«Комиссаржевка» готовит «На дне» Горького, пьесу этого же автора «Дети солнца» репетируют в Театре на Васильевском острове. «Русская антреприза» им. А. Миронова увлеклась «Красавцем-мужчиной» Островского, театр «На Литейном» - «Ромео и Джульеттой» Шекспира, им. Ленсовета - «Драконом» Шварца. Так что классика представлена почти за четыреста лет: от Шекспира до Шварца.
Дурненков бросает курить
Критики упрекают Петербург в том, что здесь - особенно по сравнению с Москвой - идет мало пьес современных авторов. Упущение учли.
В том же БДТ вскоре состоится премьера спектакля «Время женщин» по книге недавней победительницы «Русского буккера» петербурженки Елены Чижовой. Правда, повествует книга о судьбах блокадниц.
А современную жизнь увидим в спектакле «Мерси» драматурга Игоря Шприца. Но самые острые вопросы всегда поднимает популярнейший Михаил Дурненков. В театре «На Литейном» его поклонники смогут увидеть спектакль - «Самый лёгкий способ бросить курить». Здесь же готовится спектакль по киноповести нашей землячки Татьяны Москвиной «Конечно, Достоевский!». Всем желающим театр предлагает поучаствовать в его оформлении, для этого достаточно прислать на конкурс фотографии Петербурга.
Театры активно осваивают разные жанры, так Комиссаржевка готовит хореодраму «Тоска», а «Ленсовета» в музыкальном ключе решит нравственные проблемы «Поединка» Куприна.
Актеры переиграли режиссёров?
В Петербург активно приглашают режиссёров из разных стран - литовец Оскарас Коршуновас ставит в Александринке, в театре им. Комиссаржевской уже не в первый раз будет работать знаменитый болгарин Александр Морфов, а также серб Любиш Ристич. И интересные российские постановщики также востребованы: Андрей Могучий, Клим, Анатолий Праудин. Взялись за дело художественные руководители театров - Темур Чхеидзе, Валерий Фокин, Лев Додин, Семен Спивак.
Классику они ставят или современную драматургию - зрителей, в отличие от критиков, волнуют простые вещи: к примеру, можно ли прийти на спектакль с ребёнком-школьником? Не покоробит ли от вида обнажённого актера или ненормативной лексики?
Ну а пока премьеры будущего сезона ещё только готовятся, можно пойти на проверенные спектакли, которые выдвинуты на городскую премию «Золотой софит» по итогам прошлого сезона - скоро начнётся фестиваль номинантов. «Золотым софитом» отмечаются спектакли на большой или малых сценах, лучшие работы режиссёров, актёров, художников. Критики считают, что интересных актёрских работ было больше, чем «прорывных» спектаклей, спектаклей-поступков. Тем не менее номинантов набралось почти шесть десятков, а лауреаты станут известны 1 ноября.