«На стены лезу»
- "АиФ-Петербург": Зинаида Максимовна, вы до сих пор живёте в очень плотном графике: недавно вернулись с гастролей из Москвы, на днях улетаете в Израиль. Признайтесь - нужда заставляет или без театра не можете?
- Если мне три дня некуда идти, я уже на стены лезу. Откуда беру силы на работу?
В БДТ всегда говорили: «Заболел? Надо принять спектакль». На сцене всё проходит. Вот у меня был перелом ключицы, готовили к операции, но в больницу приехал директор театра: «Нужно сыграть спектакль». Врач в изумлении: «Да как же вы будете?» - «А вы приходите, увидите». Он обалдел - на сцене я махала руками, прыгала по лестнице. Потом с ногой начались проблемы, опять предложили операцию, и снова вылечил спектакль.
- "АиФ-Петербург": В БДТ с Товстоноговым вы проработали 33 года. Режиссёром он был гениальным. А каким человеком?
- Энциклопедически-образованным, интеллигентным. При его сильном характере он всегда терялся перед хамством. Как-то на собрании один артист возмутился, что одинаковую премию дали ему за главную роль, и артистке - за маленькую. Товстоногов не знал, куда деваться, и просто сказал: «Собрание закончено». Иногда спрашивают, плелись ли в БДТ интриги? Мы так увлечённо работали, что было не до интриг. В БДТ я на собственные спектакли за свои деньги не могла достать билет. Зрители списки составляли, ночью отмечались, в близлежащих домах им даже сдавали раскладушки.
Роль огурца
- "АиФ-Петербург": Вопрос философский: театр в силах улучшить общество?
- Когда у Товстоногова спросили, может ли театр изменить жизнь, он ответил: «Если бы я не был в этом уверен, я бы этим не занимался». У меня есть свои примеры. Как-то в Москве пригласила дежурную из гостиницы на спектакль «Старая дева». Она мне потом рассказывает: «У нас дома началась другая жизнь. Раньше мы с дочкой - а она старая дева - всё собачились. А теперь я разговариваю с ней как Шарко, а она со мной - как Чурикова…»
- "АиФ-Петербург": В вашей натуре - работать с полной отдачей?
- Всегда прихожу на первую же репетицию, зная текст. Когда начинали работу над спектаклем «Квартет», Басилашвили мне сказал: «Зинка, у нас в школе за это морду били!» Когда пригласили в «Старую деву», они в Москве уже год репетировали. Я приехала с полным знанием текста, а они по бумажкам читают.
У Валентина Гафта - а он любит ненормативную лексику, которую я здесь опущу, вырвалось: «Придётся текст учить! Ленинградская школа явилась».
- "АиФ-Петербург": Как случилось, что вы, сама с юга, стали именно ленинградской актрисой?
- Да, я - южный цветок. Родилась в Ростове-на-Дону. Моим кумиром была великая Алла Тарасова, и я мечтала учиться в студии МХАТа. Приехала в Москву с чемоданом картошки, а сверху - большой портрет Аллы Константиновны. Кстати, родители были в отчаянии, когда узнали, что собралась в артистки. Школу-то я закончила с золотой медалью, мама плакала: «Мы думали, из тебя человек получится!» Поднимаюсь с трепетом по ступенькам МХАТа, в приёмной секретарша… ест солёный огурец! Мне в душу плюнули: храм искусства и огурец! Секретарша спрашивает, чего я хочу, а меня душат слёзы:
«Я ничего не хочу!» Вышла на улицу, плачу, а в голове звучат строки из поэмы Алигер «Зоя»: «Ленинград, Ленинград! Я тебе помогу, прикажи мне - я сделаю всё, что смогу …» Стихов я много знала. Но почему именно эти вспомнились? И тогда меня осенило - надо ехать в Ленинград. Знакомых там - никого, был только адресок, который маме дала её маникюрша. На вокзале поезда брали на абордаж, сутки ехала стоя. Прибыли в 6 утра, пешком добралась до переулка Ильича, дверь мне открыла заспанная старушка: «Ты, девочка, к кому?» - «Вы - Софья Абрамовна? Я к вам». Так всю учёбу в институте и прожила с ней в 8-метровой комнате с портретом Аллы Константиновны на стене.
В бане или в театре?
- "АиФ-Петербург": Почему сейчас у нас сплошь звёзды, а хороших артистов - мало?
- Потому что, как правило, преподают люди, у которых не получилось в профессии. А я училась у Бориса Зона, замечательного артиста и режиссёра. Мы были для него, как дети, он из нас не только профессионалов, но и людей растил. Предлагал мне пойти в Русский музей, в Эрмитаж, посмотреть картины и сделать этюды - так познакомил с музеями. Однажды сказал: «У меня два билета в Филармонию». А у нас в городе в Филармонии были танцы, я гордо отвечаю: «Меня это не интересует!» Всё-таки отправил, а там - «Пер Гюнт». Я обалдела от восторга, да и от зрителей - дамы же были в вечерних платьях. А недавно в БДТ видела девочек с голыми животами. Сразу задаёшься вопросом - где я? В бане или в театре?
- "АиФ-Петербург": Жизнь артиста как маятник - то на вершине славы, то - забыт…
- Отношусь к этому философски. Вот вам яркий пример: на Московском фестивале получила приз за лучшую женскую роль в фильме «Луной был полон сад». Все журналисты ко мне бросились. Вдруг - в секунду - вижу только их зады, оказывается, появился новый манок - режиссёр Занусси. И я - уже отработанный материал.
- "АиФ-Петербург": У вас сын, внуки, правнук. Кто-то связан с театром?
- Считаю, что не зря прожила жизнь: никого не пустила! (смеётся). Очень уж зависимая профессия: приглянулся режиссёру - будешь играть, а нет - так и с талантом не пробьёшься. И зарплата нищенская. Хорошо, что у нас в БДТ есть президентский грант.
- "АиФ-Петербург": Вы лауреат всевозможных театральных премий, кавалер орденов. Какая награда - самая дорогая?
- Медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Когда началась война, мне было 12 лет, услышала по радио о наборе ансамбля для обслуживания госпиталей. Пошла с наслаждением, но это оказалось таким испытанием! Безногие, безрукие люди. Некоторые - просто обрубки. Мы дали 900 концертов. С благоговением вспоминаю те времена, когда естественным было любить родину. А люди плакали, когда перед ними пели, читали стихи.