В сентябре исполнилось 60 лет народному артисту России Игорю Шибанову. 40 лет он прослужил в ТЮЗе, для многих поколений Шибанов с детства был, да и теперь остается, одним из любимых артистов. В честь юбилея с 6 октября будут показаны пять спектаклей с участием мастера, 12-го состоится его чествование. Артисты, отдавшие жизнь детскому театру, вполне достойны ордена Мужества или хотя бы медали "За отвагу".
Живой или кукла?
- Работа в детском театре - это экстрим, - соглашается Игорь Георгиевич. - Она отличается от работы в "нормальном". Актеры ведь люди честолюбивые, им хочется, чтобы был глубокий драматургический материал, серьезные роли, масса поклонников. В ТЮЗе реже встречается драматургия, на которой актер растет. На счет фанатов, у меня в молодости была масса... школьниц (улыбается).
Наш зал, в отличие от других театров, нужно формировать. В прежние времена, к примеру, дошкольников на спектакли не пускали. Теперь родители приходят чуть ли не с трехлетними, которым неинтересно, они могут во время действия начать разговаривать, а то и закричать, за-плакать.
Если зал целиком закупают школы, ребята приходят в театр как на урок, без особого желания. Для них это - разве что возможность повеселиться. У нас есть спектакль "Неделя, полная суббот": когда зрители входят в зал, на аван-сцене на кровати уже лежит главный герой. Так довольно трудно сохранять хладнокровие, потому что ребята начинают отпускать шуточки: "Ну ты, дяденька, вставай! Долго спишь, пора начинать". А как-то, когда эту же роль играл Николай Иванов, несколько мальчишек выскочили на сцену, чтобы его потрогать. Они, видите ли, поспорили: живой человек лежит или кукла.
Чтобы работать в нашем театре, нужно быть подвижником. Но так уж нас воспитал Зиновий Яковлевич Корогодский. Да и потом, если с начала творческого пути занимаешься проблемами детства, то они становятся твоими. В современной ситуации в стране больше всего жалко детей.
При Корогодском каждый месяц мы проводили "День ТЮЗа" в одной из школ. Выезжали туда всей труппой, говорили о проблемах театра, школы, давали концерт. Это было полезно обеим сторонам, после таких вот встреч даже те, кто не интересовался театром, приходили из-за артистов: "Вот этого я знаю!"
Роль случая
- Вообще-то в ТЮЗе я оказался случайно: срезался на третьем туре в театральном, и меня надоумили поступать на вечернее, к Корогод-скому. Тогда - в последний раз - набирали вечерников. Днем я работал осветителем на телевидении.
Уже с третьего курса стал выходить на сцену и в массовках, и в больших ролях. Тогда у нас был лозунг: "Сегодня ты статист, завтра Гамлет". Иногда это было буквально, вот Тараторкин играл Гамлета, а на следующий день мы с ним изображали лошадь в "Сказках Пушкина". Я "играл" передние ноги, а он задние. Передние было легче, потому что, когда лошадь поднималась на дыбы, так это Юрка меня держал.
Костяк труппы сейчас составляют молодые артисты. Поначалу я о них думал: "Ой, а кому дело-то передавать будем?" Постепенно притерлись и человечески, и творчески. Сейчас - как солдаты в окопе. Им бы еще немножечко школы Корогодского.
...В жизни я фаталист, любимое изречение: "Случай знает, что делает". Раз опоздал на автобус, потому что какой-то прохожий спросил дорогу. Сел в следующий, а вышел уже без кошелька и мобильного телефона. Случай - страшное дело (улыбается).
Или вот в мой день рождения поздравляет меня наш артист и добавляет: "Уж и не знаю, чего пожелать". - "Пожелай здоровья". - "Ну, тогда и удачи, потому что на "Титанике" все были здоровы".
Эксперт
- То, что я попал в кино и сериалы, - тоже случай. Когда пригласили в "Менты", отмечалось 50-летие экспертной службы, и, как мне рассказывали, в службе обратили внимание: "А что у вас эксперта-то нет?" Так я стал экспертом-криминалистом.
Но раньше дебютировал в большом кино, это случилось у Балабанова в "Замке". Потом Алексей давал мне роли во всех последующих картинах - в "Брате", "Трофиме", "Про уродов и людей", как-то даже обмолвился, что я для него как талисманчик. Но он же негативно относится к работе актеров в сериалах, раз на студии встретил меня и иронически так осведомился: "В кино снимаетесь?" А актерам без сериалов не выжить, вот и пошли у меня "Убойная сила", "Бандитский Петербург", "Крот-2", "Женская логика-4"... И сейчас снимаюсь.
Большое удовольствие доставляет дубляж, довелось озвучивать Филиппа Нуаре, Энтони Хопкинса. Работал в больших американских мультфильмах-оскароносцах "Красавица и чудовище", "Король Лев". Американцы жуткий контроль за озвучанием осуществляют: подай им ту самую интонацию, что у оригинала! Записи отсылают в США, там сверяют, насколько похож голос, манера. И все-таки умудряешься что-то свое привнести.