Во многих странах, например, в Финляндии, Франции или Чехии, памятники - зелёные. Там их от патины не чистят, считая это благородным проявлением времени. В Санкт-Петербурге же, наоборот, полагают, что такой «налёт времени» губит шедевры. Кто же прав?
Свою точку зрения «АиФ-Петербург» высказал художник-реставратор, один из главных специалистов по реставрации металлов в Санкт-Петербурге Владимир Сорин.
- С технической стороны, процесс коррозии считается вредным, так как металл поверхности изделия превращается в соли и окиси. Однако когда речь идёт о памятниках, дело обстоит гораздо сложнее. Ведь с одной стороны, памятник должен нести на себе следы времени, а с другой, эти следы уродуют произведение искусства. Как быть реставратору: какие детали воссоздавать, какие следы уничтожать, в каком виде и какими средствами?
Рак бронзы
Стоит отметить, что зелёный налёт на памятниках - это и есть продукт коррозии, которую реставраторы называют патиной. Естественные патины делятся на «благородные» и «дикие». «Благородная» - плотная, она мало адсорбирует влагу из атмосферы. До середины XX века считалось, что «благородная» патина, покрывая поверхность памятника, полностью защищает его от дальнейшей коррозии. «Дикая» же патина - рыхлая, она поглощает много влаги из атмосферы, медь из поверхности памятника переходит в соли и окислы. Из-за этого поверхность с течением времени искажается и разрушается. Есть даже такое понятие как «бронзовая болезнь» или «рак меди», виной которому может стать «дикая» патина. Приведу несколько примеров. В Париже стоит бронзовый памятник Оноре де Бальзаку, сделанный великим скульптором конца XIX века Огюстом Роденом. К началу реставрации, в 1986 году, голова и верх фигуры были покрыты пятнами и потёками патины светло-зелёного цвета, полностью разбивающими восприятие этой скульптуры. Другой пример - кони Клодта на Аничковом мосту в Петербурге. К началу реставрации 1999 года они также были сплошь в зелёных пятнах и потёках. Так вот, поверхность памятника Бальзаку была покрыта «благородной» патиной, а поверхность коней Клодта - «дикой» и полностью поражена «бронзовой болезнью». В микроскоп было видно, что поверхность бронзы сплошь изъязвлена. Кроме того, три из четырёх плит прогнулись под тяжестью фигур. Они были рассечены трещинами. Всё это - следы времени. Поэтому в случае с конями Клодта нужно было устранить трещины и остановить процесс разрушения памятника.
Защитить шедевры
На вопрос же, как быть с благородным зелёным налётом, образовавшимся на поверхностях памятника О. Бальзаку, в разных странах дали бы свой ответ.
В Европе «благородную» патину чтут, её сохраняют и охраняют. Поэтому зелёные потеки на лице Бальзака французы решили сохранить и законсервировать, так как это - следы времени, а они дороже, чем замысел автора, даже если это великий Роден.
А вот в Индии же с прекрасных индуистских бронзовых скульптур, даже не просто старинных, а древних, патину счищают. В странах Индокитая - Камбодже, Лаосе, Бирме, Таиланде и на Шри-Ланке - даже древние буддистские памятники всё время обновляют: непрерывно золотят, раскрашивают яркими красками или просто стирают едва зарождающуюся патину. В СССР памятник после реставрации должен был выглядеть как новенький, ведь отсчёт времени шёл с 7 ноября 1917 года. Поэтому патина со всех бронзовых скульптур смывалась и наносилась новая искусственная, чёрного цвета. А поверхность натиралась воском.
Что касается сегодняшнего дня, то всё не так просто. Конечно, хотелось бы, чтобы на памятниках образовывалась «благородная» патина. Но! В ходе исследования профессора кафедры кристаллографии СПбГУ Ольги Франк-Каменецкой и её коллег выяснилось, что состав патины на памятниках Санкт-Петербурга за последние 30 лет меняется не в лучшую сторону. «Благородная» коррозия уступает место «дикой». Причина тому - агрессивная городская среда, постоянно растущий поток машин и выхлопных газов, непростой петербургский климат. Поэтому нам нужны свои, особые методы.
После долгих поисков нами был найден класс веществ, обработка которыми позволит защитить памятники от разрушающей коррозии. Испытания показали отличный результат. Кстати, при работе с учёными нам потребовались образцы старых естественных патин с бронзовых памятников. Добыть их оказалось почти невозможно - все памятники были «перепатинированы» уже во второй половине ХХ века. Пришлось обращаться в Артиллерийский музей - там хранятся старые бронзовые пушки, на которых патина сохранилась.
Сейчас работа ещё продолжается, но из-за недостатка финансирования, увы, медленно. Мы надеемся, что вскоре памятники, находящиеся в агрессивной среде большого города, будут покрываться только «благородной» патиной - как если бы они находились в сельской местности.