Культурная столица известна в России и в мире во многом благодаря театрам. Но лишь некоторые из них можно назвать настоящими легендами.
Александринка «покраснела»
Александринский театр является первым государственным в России. Он был учреждён указом императрицы Елизаветы 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Однако название получил не от святого, а от имени другой императрицы - Александры Фёдоровны, супруги Николая Первого. Произошло это после открытия великолепного здания, построенного Карлом Росси в 1832 году.
Театр возводился по самым современным технологиям, впервые архитектор применил металлические перекрытия. К новинке отнеслись недоверчиво, императору поступил донос. На это Росси ответил, что если произойдёт несчастье, «пусть тотчас меня повесят на одной из стропил». Но здание прекрасно простояло 175 лет вплоть до реконструкции 2007 года.
Интересно, что первоначально театр был светло-серым, а обивка кресел - голубой. Император-то хотел красную, но её не оказалось в наличии. Чтобы не затягивать открытие театра, решили не ждать. «Красной» Александринка стала только после ремонта 1849 года. Архитектор Росси получил «вечный» бесплатный билет в ложу № 14 второго яруса. Интересно, что в ХIX веке, продавая билеты, посетителей записывали в книгу - кому. Так что доподлинно известно, где сидели Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Тургенев, Толстой, Чехов.
Александринка была императорским театром русской драмы. Здесь состоялись премьеры практически всех произведений отечественной классики. Так, 19 апреля 1836 года дали «Ревизора». По легенде, Николай Первый сказал: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» Ещё одно историческое событие - провал чеховской «Чайки» в 1896 году. В театре не поняли новаторства пьесы, к тому же её дали в бенефис комической актрисы Левкоевой, и публика пришла «посмеяться». Однако Чехову было не до смеха. После провала «Чайки» он собирался порвать с драматургией.
В этом же 1896 году появилось звание «Заслуженный артист императорских театров». Первыми удостоились чести прославленные Савина, Варламов, Давыдов.
256-летняя история театра представлена в его музее на пятом этаже.
Мариинка в «Онегине»
Мариинка ведёт родословную от 1783 года, когда торжественно открылся Большой каменный театр на Карусельной площади. Именно его описал Пушкин в «Евгении Онегине»: «Театр уж полон, ложи блещут». Он же буквально с репортёрской точностью передал танец балерины Истоминой: «Одной ногой касаясь пола, другою медленно кружит, и вдруг прыжок, и вдруг летит…»
В публике было принято обожать актрис. А кавалергард Шереметев из-за Истоминой был убит на «четверной дуэли», в которой после противников стрелялись секунданты. В дуэли участвовал и Грибоедов.
Лучшие места в зале, первые ряды партера, распространялись по абонементу. Его покупали сразу на весь сезон. Занимали эти места важные сановники. Офицеры обычно сидели в партере на скамьях. Ложи - также на весь сезон - абонировались семьями. В Каменном театре шли итальянские и русские оперы, а также балеты.
Со временем спектакли русской оперной труппы перенесли в Театр-цирк, расположенный напротив Большого.
В 1859 году здание сгорело, и на этом месте архитектор Кавос возвёл новый театр, который, немного перестроенным, мы видим и сегодня. Он и стал называться Мариинским в честь Марии Александровны, супруги Александра II.
А на месте Большого появилось здание Консерватории.
Мариинский театр стал колыбелью русского балета. Гениальный Мариус Петипа поставил здесь более 60 спектаклей: «Спящую красавицу», «Баядерку», «Раймонду»…
А также совместно с Львом Ивановым - «Лебединое озеро». Балеты пользовались огромным успехом ещё и потому, что только здесь можно было так откровенно увидеть женские ножки. У танцовщиц продолжались головокружительные романы, достаточно назвать связь Матильды Кшесинской и будущего императора Николая Второго. Часто балерины выходили на сцену в собственных бриллиантах, точнее - подаренных поклонниками. Именно танцовщики, балетмейстеры, художники Мариинки стали звёздами «Русских сезонов» Дягилева. Отсюда слава русского искусства шагнула в мир.
Не отставала и опера, в театре ставили Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Чайковского. По заказу Мариинки Верди написал оперу «Сила судьбы». На сцене блистали Шаляпин, Ершов, Фигнер, Преображенская.
После революции власти хотели закрыть театр, но, к счастью, передумали. Только вот в 1935 году присвоили ему имя советского государственного деятеля Кирова. В «Кировском» выступали Галина Уланова, Наталья Дудинская, Алла Осипенко, Ирина Колпакова, Михаил Барышников, Наталья Макарова, Рудольф Нуриев.
В 1988 году главным дирижёром и директором театра труппа избрала Валерия Гергиева. Новая страница истории театра - это рост его мировой известности, это Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва, Анна Нетребко. В этом году должна открыться Вторая сцена театра.