Знаменитая певица хоть давно не живёт в Петербурге, делает всё возможное, чтобы утвердить статус культурной столицы. С 1999 года она проводит конкурсы молодых оперных певцов, на которые съезжаются исполнители со всей России. А в жюри - мировые звёзды вокала. На днях закончился новый уникальный конкурс, посвящённый великой итальянке Федоре Барбьери.
- Это конкурс памяти моей подруги, великой певицы, фантастической, хулиганистой женщины, - рассказывает Елена Васильевна. - Федора вплоть до своей кончины приезжала в Петербург, чтобы участвовать в жюри. А сейчас прибыл её сын Уго. Он не певец, но ему приятно, что здесь чествуют его маму.
В конкурсе участвовали только меццо-сопрано, это голос самой Федоры, да и мой тоже. Выступили очень хорошие девочки, изумительные вокальные данные, но, к сожалению, не все хорошо поют. Тех, которые мне понравились, вызову сюда и обязательно сделаю мастер-класс. Для меня передавать опыт - в радость. Я и сама не перестаю учиться. Помню, когда моему педагогу было лет под семьдесят, она мне говорила: «Леночка, я ведь ещё учусь». Тогда я очень удивлялась, а потом прекрасно её поняла: мы учимся до самого конца.
Рвалось из души
- «АиФ-Петербург»: Меня удивила ваша фраза «не все хорошо поют». Плохо учат в консерваториях?
- Плохо. Видимо, пришло поколение педагогов, которые на сцене никогда не пели, и вот - все они профессора и учат всякой глупости. И жутко преподают иностранные языки! Слушаешь французский, итальянский молодых исполнителей, и волосы дыбом становятся. А мы в своё время стали преподавать после того, как много лет пели в опере.
- «АиФ-Петербург»: Насколько конкурс может помочь молодому дарованию сделать карьеру?
- В жюри сидят большие певцы или менеджеры, дирижёры. Когда молодой исполнитель показывает в театре наш диплом, это равносильно самой высокой рекомендации.
- «АиФ-Петербург»: Сегодня певцов раскручивают студии звукозаписи: выпустят диск и тут же сопровождают его рекламной кампанией, лицо появляется на обложках журналов. Это хорошо?
- Я всегда приветствую всё новое. Молодым сейчас гораздо легче пробиваться, чем было нам. Но я-то никогда не пробивалась. Лишь занималась, как сумасшедшая: много читала, учила, слушала. Всё делала, чтобы выразить то, что из меня рвалось, из моей души.
Сейчас многие учатся для того, чтобы сделать карьеру. Мы об этом не думали, и слова даже такого не знали, да и о деньгах не мечтали. Однако какие бы ни настали времена, достижение результата - большой труд. Быстрый успех, «бла-бла-бла», быстро и проходит.
Рекорд Гиннесса
- «АиФ-Петербург»: В июне вы провели в Петербурге детский конкурс, в июле - памяти Барбьери. Вашей активности можно позавидовать…
- Зато сейчас я не то, что устала, а просто - мёртвая. Потому что перед этим за полтора месяца спела 32 концерта по всей России. В семьдесят-то три года! (Смеётся.) Вполне могу попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Хорошо, что в концертах участвовала и моя дочь Лена - давала передохнуть. Она тоже меццо-сопрано, училась у Монтсеррат Кабалье, лет 15 жила в Испании, но два года назад вернулась. Ну а я ещё и пела концерты в Японии, давала мастер-классы. Теперь - отдых, даже отказалась от следующих гастролей. Больше не могу.
- «АиФ-Петербург»: В последнее время говорят, что опера - далека от народа, вкус публики испорчен попсой. Что показали ваши российские концерты?
- Что люди соскучились по классической музыке! На всех концертах был аншлаг. Как количество дураков и умных всегда одинаково, так и поклонников оперы и любителей эстрады. И насчёт падения культуры волноваться не надо. Есть очень даже духовные люди, и образованные, и жаждущие познаний. Кстати, мне почти всегда хорошие люди встречаются.
- «АиФ-Петербург»: Возможно, выбор зависит и от вас?
- Наверное. Как говорится, рыбак рыбака видит издалека (смеётся).
- «АиФ-Петербург»: А как вы относитесь к тому, что современные режиссёры оперу модернизируют, переиначивают на новый лад?
- Считаю, что это преступление против оперы. И против публики. Люди это делают или от бездарности, или от наглости, или от того, что ничего не знают. Но бороться с этой тенденцией не надо - всё ненужное само отвалится.
- «АиФ-Петербург": Однако не всё само отваливается. Посмотрите на те же непрекращающиеся попытки разрушения облика исторического центра города.
- Это делается или из-за недостатка образования, или от неуважения к прошлому, к красоте. Понятно, что город надо развивать, но ведь вокруг столько земли! Зачем же разрушать центр, куда едут люди со всего мира, чтобы полюбоваться? Это преступление.
- «АиФ-Петербург»: А что вам в жизни даёт силы для новых проектов?
- Сил даёт дочь, которая стала хорошо петь. Внучка и внук, мои обожаемые друзья, собаки, дом и сад, в котором развожу цветы. Радует юмор, я ведь недаром сказала о Барбьери, что она - хулиганистая, я и сама такая.
Если прекращу радоваться жизни, значит, пора будет умирать. Человек живёт, пока он любит. Вот иногда спрашивают, не надоела ли мне опера? Это всё равно, что спросить - вам надоел Бог? Музыка и Бог - это одно и то же.