В МДТ-Театре Европы стартовал необычный проект: фестиваль современной национальной драматургии, прозы и поэзии «Мы и Они =Мы». На Камерной сцене в течение года будут показаны спектакли-эскизы по произведениям крупных иностранных авторов, практически неизвестных в России. Их объединяет интерес к истории своих стран и человеку.
Мы и они
«АиФ-Петербург»: - Лев Абрамович, в вашем театре спектакли «вызревают» годами, а тут вы пошли на риск показать «эскизы». Темы настолько животрепещущие, что нужно высказаться безотлагательно?
- Это важно с точки зрения общественной функции театра. Подобного опыта представления сразу семи-восьми современных авторов у нас ещё не было. Мы живём в драматическое, если не сказать - трагическое время. Хотя, может, оно всегда таковое. Но современниками ощущается особенно остро. По миру вновь проходит огромное количество осей разъединений, взаимонепонимания, разных точек зрения на одни и те же вопросы. А политика и идеология, вместо того чтобы соединять людей, разъединяют. Дело культуры - осознать это и пытаться преодолеть.
Фестивальными «эскизами» мы представляем целый комплекс точек зрения на то, что с нами, с миром, с историей происходило в прошедшем и наступившем веках. Ведь и в XXI веке остались всё те же болезни, что и в двадцатом, только в гораздо более остром и хроническом виде.
Все пьесы - непримиримы, каждая может вызывать неприятие. Но мы и хотели не просто поставить семь-восемь историй о том, как надо быть добрыми друг к другу, а показать, как люди друг к другу и к самим себе недобры.
Для меня слово «толерантность» всегда звучит как компромиссное, потому что оно означает «терпение». А Бог не велел терпеть другого, он велел другого любить. Мы об этом забываем. Мне и слово «политкорректность» не нравится, потому что оно тоже подразумевает, что есть «мы» и «они». Само по себе это разделение - трагично.
Мне вспоминается одна революционная пьеса. Матрос звонит в квартиру доктора: «Там внизу раненый, давай, помогай». - «Но я специалист по женским болезням». - «Доктор, сейчас все болезни общие». Если научимся осознавать, что все болезни общие, то, может, что-то сумеем почувствовать, изменить.
«Наши» побеждают
«АиФ-Петербург»: - Что вас самого больше всего поразило, когда стали вникать в проблемы истории?
- Первый же эскиз - пьеса Софи Оксанен «Очищение». Это крупная финская писательница, по происхождению эстонка. К программке спектакля мы захотели сделать вкладыш с маленьким очерком истории Эстонии. Начли изучать официальные сайты - наши и их. И прочитали совершенно разные истории, произошедшие будто бы в разные эпохи! Они не имеют друг к другу никакого отношения. Вот в каком глубочайшем непонимании мы живём. И там, и там написано так, как кажется правильным и выгодным сегодня. Это имеет слабое отношение к истине.
«АиФ-Петербург»: - В России люди не особо интересуются, как переписывают историю в других странах. Мы со своей-то не до конца разобрались.
- Да, в России ещё не осознали, не изучили свою историю. Мы предпочли её адаптированный, ложный советский вариант, чуть приспособив к новым обстоятельствам.
Сегодня в мире побеждают радикальные силы. Нам, прожившим 80 лет с леворадикалами, от этого должно быть намного страшнее, чем кому бы то ни было. Но мы это не вполне понимаем и иногда по-детски радуемся: а вот смотрите, опять «наши» побеждают. Советское разделение на «наши» и «не наши» осталось.
«АиФ-Петербург»: - Мы и со сталинизмом так и не распрощались.
- Потеряли поколение, время… Но ведь сама интеллигенция в начале 90-х, когда стали много говорить и писать об ужасах сталинской эпохи, воспротивилась: хватить, сколько можно, всё уже понятно. Давайте говорить о настоящем.
Люди считают, сознательно или нет, что в их проблемах всегда виноват «другой».
А жизнь доказывает, что во всём, что происходит со мной, больше всего виноват я сам. За это несу ответственность я и мои потомки. Пока мы это не осознаем, мало что изменится в нашей истории и в истории наших детей и внуков.
«АиФ-Петербург»: - Но ведь мы не одни такие. По большому счёту весь мир по-настоящему выводов из исторического прошлого сделать не смог.
- Разве что - Германия, побеждённая страна. В этом её трагедия и, как ни парадоксально, исторический выигрыш. Она волей-неволей должна была хоть какие-то уроки извлечь. А все остальные, как мне кажется, остались в границах благополучного мироощущения. И сегодня мы имеем национализм, как определяющую идеологию эпохи. Фашизм, проявляющийся в разных формах: от самых диких до вполне цивилизованных.
А разделение культуры и церкви, на мой взгляд, достигло критической точки.
Записной оптимист
«АиФ-Петербург»: - Сегодня ходить в церковь - означает «быть в тренде». Но это не имеет никакого отношения к подлинной вере.
- Вера требует подлинности и мужества, на которое не так просто решиться. Поэтому мы довольствуемся внешними проявлениями и говорим о недостатках религии, хотя вера не имеет недостатков. И совсем не говорим о недостатках её человеческого постижения.
«АиФ-Петербург»: - Не возникает ли у вас порой чувства безнадёжности?
- В редкие эпохи у людей не было такого ощущения. Может, это вообще природа существования человека. Сегодня мы становимся чуточку опытнее и ощущаем это особенно остро. Ведь и в 70-х годах казалось, что живём на краю и дальше так невозможно, потом - в 80-е, 90-е...
Единственный вывод: принять это состояние как должное и учиться с ним справляться. Или - хотя бы осознавать. Вот почему я так ненавижу разделение на оптимистов и пессимистов. Потому что самое страшное - когда мы не осознаём меру трагичности нашего бытия. Становимся слепы. В этом смысле любой так называемый пессимист, на мой взгляд, гораздо больший оптимист, чем любой записной. Потому что он имеет смелость взглянуть в глаза опасности. Это не значит спастись, но, может быть, чуточку предупредить, смягчить или выработать со временем иммунитет.