По словам Григория Голдовского, заведующего отделом живописи музея, до последнего времени появление неизвестных полотен Брюллова казалось невероятным. Ведь его творчество изучено досконально. Даже одна найденная картина - уже выдающееся событие. А тут - сразу десять! Оказалось, все они находились в России, в частных коллекциях петербуржцев и москвичей. О существовании некоторых полотен искусствоведы знали, но сведения о них сопровождались пометкой «местонахождение неизвестно». У коллекционеров удалось обнаружить и такие произведения, которые вообще нигде не упоминались!
В Русском музеи выставили неизвестные работы Карла Брюллова >>
Сотрудники Русского музея провели всестороннее обследование всех «новинок», включая технологический анализ полотен. Сомнений нет - это шедевры кисти мастера. Для выставки отвели отдельный зал, откуда можно попасть на традиционную экспозицию Брюллова, чтобы получить полное впечатление о «великом Карле».
Прекрасная Эмилия
Интересно и то, что картины с выставки рассказывают историю жизни самого художника.
Так, на «Портрете молодой женщины у фортепиано» изображена супруга Брюллова Эмилия Тимм. Она была дочерью бургомистра Риги. Когда Брюллов познакомился с ней, ему было 39 лет, ей - 17. По собственному признанию художника, он страстно влюбился. Однако брак оказался несчастным: фактически совместное проживание ограничилось… 41 днём. Подробности скандала художник изложил в письме шефу жандармов Бенкендорфу. Он утверждал, что стал «жертвой самого безнравственного обмана», что супруга тайно сбежала 8 марта, при этом «не забыла захватить все бриллианты». Художник обвинял жену в добрачном инцесте, в котором она якобы призналась. А семья Тимм обвиняла Брюллова в тиранстве и требовала для Эмилии достойного материального содержания. В декабре Генеральная консистория расторгла брак.
Брюллов заплатил за эту трагическую историю обострением хронической болезни, а Эмилия в 1844 году вышла замуж за Алексея Греча, известного издателя. Скончалась она в 1877 году, через 25 лет после смерти Карла Брюллова. Ну а «Портрет молодой женщины у фортепиано» был написан в романтический период влюблённости.
Два автопортрета
На выставке можно увидеть сразу два автопортрета Брюллова: в расцвете сил (мастеру чуть больше 30 лет) и - только что оправившегося от тяжёлой болезни (ему - почти 50). Нужно заметить, что по количеству автопортретов Брюллов уступает разве что Рембрандту. Ранний портрет, возможно, был эскизом к «Последнему дню Помпеи», на котором Брюллов запечатлел себя в образе художника.
О поздней работе ученик и биограф мастера М. Железнов вспоминал, что, едва оправившись от приступа, Брюллов потребовал холст и палитру и за два часа, сидя в вольтеровском кресле напротив трюмо, написал собственный портрет. Произведение оставалось в мастерской, а потом его за две тысячи рублей купил почт-директор Ф. Прянишников.
Открытием можно считать и большой эскиз для плафона Исаакиевского собора «Взятие пророка Илии на небо». Художник работал над живописным оформлением собора четыре года, однако воплотить свои замыслы так и не смог: не сложились отношения с архитектором Монферраном. К тому же врачи запретили мастеру подниматься под купол. В результате сюжет о взятии Илии на небо написал Пётр Шамшин. А мы теперь можем только гадать, как бы выглядел интерьер Исаакия, если бы его расписывал Брюллов.
В Италии, куда художник уехал на лечение, он много и плодотворно работал. Свидетельство тому - эскиз картины «Месса в соборе Санта Мария Марджоре по случаю возвращения в Рим папы Пия IX». В Италии написан и «Портрет Демидова», заказчика самой знаменитой картины Брюллова «Последний день Помпеи».
Художник скончался в Риме в 1852 году. Интересно, что там, в старинном семействе Титтони, есть работы Брюллова, но они остаются недоступными для исследователей.