17 и 18 апреля на сцене Мариинского театра пройдут премьеры первой оперы Рахманинова «Алеко» и последней Чайковского - «Иоланта» в постановке Мариуша Трелинского под управлением Валерия Гергиева.
Известно, что юношеское произведение Рахманинова привлекло к себе пристальное и восторженное внимание Чайковского, содействовавшего его постановке и даже просившего у молодого композитора разрешения давать «Алеко» вместе с «Иолантой» (которая незадолго до того на премьере была показана с балетом «Щелкунчик»). В каком-то смысле премьера в
Мариинском театре является реализацией замысла Чайковского.
Сценическая судьба обеих опер на Мариинской сцене поразительно скромна: «Иоланта» впервые прошла в 1892 году (и это была её мировая премьера), и затем возобновлена лишь однажды в 1897-м; «Алеко» и вовсе ставили только один раз – в 1914 году. Тем не менее, эти партитуры привлекали Мариинку и звучали в концертном исполнении, в выездных
спектаклях Мариинки на открытом воздухе – в крепостях Выборга и Ивангорода, а также фрагментами в гала-представлениях.
Творческий тандем режиссера Трелинского и художника Кудлички, знакомый петербуржцам по спектаклям «Мадам Баттерфлай» и «Король Рогер», предлагает сценическое решение, которое концептуально и сценографически соединяет оперы в спектакль.
Премьеры репетируют: Эдуард Цанга, Эдем Умеров (Алеко), Ирина Матаева, Виктория Ястребова (Земфира), Сергей Семишкур, Сергей Скороходов, Даниил Штода (Молодой цыган); Ирина Матаева, Виктория Ястребова, Гелена Гаскарова (Иоланта), Сергей Семишкур, Сергей Скороходов (Водемон).
Это - совместная постановка с Festspielhaus Baden Baden.