Амедео Модильяни – ведущий художник Парижской школы, который творил после Первой мировой. После смерти коллекционера Йонаса Неттера собрание картин более 70 лет было закрыто для широкой публики. На выставке «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса» в Музее Фаберже в Петербурге российский зритель впервые встретится с полотнами парижских художников – легендарных мастеров из квартала Монпарнас.
«Шок и открытие»
«Замечательный коллекционер Йонас Неттер, который собрал эту выставку, умирая, в 1946 году передал её своим детям, – говорит Владимир Воронченко, директор Музея Фаберже. – До недавнего времени эти картины находились в семье и не встречались со зрителем».
Экспозиция представляет интерес и потому, что картин Амедео Модильяни в нашей стране практически нет. Два рисунка можно увидеть в музее изобразительных искусств имени Пушкина, и одну работу – рисунок Анны Ахматовой, с которой у художника был роман – в музее поэтессы.
«Надеюсь, эта выставка станет шоком и открытием для русской публики, – говорит куратор выставки Марк Растеллини, который изучает творчество Модильяни более 40 лет. – Амедео Модильяни один из выдающихся и самых дорогих художников на сегодняшний день. То, что выставка проходит именно в Петербурге, на мой взгляд, имеет большое значение. Парижская школа была космополитична, в ней было много русских и славянских художников. Я считаю очень важным показать их в России, в частности, Сутина. Хаим Сутин не был оценён по достоинству историками искусства 20 века. Надеюсь, что выставка в Музее Фаберже поможет понять публике, насколько это был выдающийся художник и как он повлиял на современное искусство».
По словам организаторов, при подготовке выставки была проделана колоссальная работа. Особое внимание уделили освещению картин: чтобы добиться нужного эффекта, специалисты потратили десятки часов.
Блеск и нищета
Это сейчас Модильяни – модный художник. Его жизнь в Париже после Первой мировой была полна лишений. Амедео Модильяни и другие живописцы – Хаим Сутин, Морис Утрилло – жили в бедности. Их картины воспринимались публикой как скандальные и практически не продавались.
«Хорошо, что появился коллекционер Йонас Неттер, – отмечает директор Музея Фаберже. – Он дал им возможность жить и творить, давал деньги на аренду мастерских. Неттер платил многим художникам, в том числе и Модильяни, всего 300 франков в месяц. Это были деньги, на которые едва можно было прокормиться, но если бы не он, неизвестно, случились бы в нашей жизни Модильяни и Сутин?».
Несмотря на тяжёлые условия, на Монмартре – известном творческом квартале Парижа – царила жизнерадостная атмосфера. Война, унесшая миллионы жизней, осталась позади. В богемных монпарнасских кафе и нищете съёмных студий создавалось искусство, которым спустя несколько десятилетий будет восхищаться весь мир. Здесь Амедео Модильяни писал свои аскетичные и в то же время прекрасные женские портреты. Главнойй натурщицей стала его возлюбленная, Жанна Эбютерн. Художник создал более 20 её портретов. Их история любви стала одной из самых известных в искусстве XX века.
Среди известных картин Модильяни – портрет Жанны Эбютерн, «Девочка в голубом», а также серия картин в стиле ню. Одна из них, «Лежащая обнажённая», была продана за 170 миллионов долларов. В работах художника есть необычная черта: на некоторых портретах у людей глаза нарисованы без зрачков. По словам Марка Растеллини, так Модильяни показывал, что считает человека неискренним, ненастоящим. Амедео практически не писал буржуа и богатых заказчиков. Персонажи его картин — художники, простые люди, служанки, друзья.
«Среди шедевров коллекции Неттера, представленных на выставке – три портрета возлюбленной Модильяни, Жанны Эбютерн, – говорит Владимир Воронченко. – Они познакомились за три года до смерти Модильяни, который умер в 35 лет. Жанна тоже была художницей, очень самобытной. Она родила ему ребёнка. Когда Жанна была на девятом месяце второй беременности, Модильяни ушёл из жизни. Через два дня Жанна покончила с собой».
Сутин, Утрилло и другие художники
Модильяни умер нищим, пролежал сутки в нетопленной мастерской. Он погиб от туберкулёзного менингита, в полной безвестности. Совершенно другая судьба постигла его друга, Хаима Сутина, который создал собственную разновидность экспрессионизма. Если вначале картины и Модильяни, и Сутина продавались по 100 франков - около 100 долларов по сегодняшним меркам, то буквально через несколько лет после смерти Амедео работы Хаима начали стоить по 10 тысяч франков. Он стал состоятельным, успешным художником.
В коллекции Неттера представлены все жанры, в которых творил Сутин – портреты, натюрморты, пейзажи. В общей сложности в Музее Фаберже выставили более 120 произведений художников Парижской школы, составляющих ядро уникальной коллекции Йонаса Неттера. Здесь можно увидеть работы и других легендарных мастеров Монпарнаса. Меланхоличные монохромные пейзажи Мориса Утрилло, картины любимой натурщицы Ренуара Сюзанны Валадон, яркие работы Моисея Кислинга, которого современники называли «душой Монпарнаса».
Выставка пробудет в Петербурге до 25 марта, после чего покинет Европу. Экспозиция отправится в Мексику и Бразилию.