Что будут делать с картиной «Последний день Помпеи» во время реставрации?
В Русском музее начали первую за 200 лет реставрацию знаменитой картины «Последний день Помпеи». Какие задачи предстоит решить специалистам?
«Впервые за два века проводится комплексная научная живописная реставрация шедевра Брюллова, – рассказала генеральный директор Русского музея Алла Манилова. – Это высший класс сложности и такой же уровень нашей ответственности. Мы приняли беспрецедентное решение сделать этот процесс открытым. В зале № 86 корпуса Бенуа будет установлен специальный стеклянный экран, что даст возможность посетителям познакомиться с работой реставраторов, которая обычно остаётся «за кадром». Кроме того, за всеми этапами можно следить онлайн».
Работы предстоит много. За два века полотно сильно потемнело и приобрело болезненный жёлтый цвет, появились участки разложения лака. На накидке легионера, например, синий тон полностью исчез, превратившись в сероватый, с пятнами, хотя должен быть ярким. Химико-технологическая экспертиза показала, что художник использовал редкий пигмент, натуральный ультрамарин. В начале XIX века такой добывали лишь в Афганистане и продавали на вес золота.
Шедевр в 1833 г. был подарен царю и перевезён в Петербург. В годы войны картину эвакуировали, а вот рама, которая уже почти 200 лет обрамляет полотно, осталась в блокадном городе. От холода дерево рассохлось, и она пошла трещинами.
Обновление полотна планируется завершить к октябрю. В это время в Михайловском замке откроется большая выставка Карла Брюллова, посвящённая его 225-летию. Будет представлено около 300 произведений живописи и графики художника из коллекции Русского музея, а «Последний день Помпеи» станет одним из ключевых экспонатов.