Графиня Самойлова была трижды замужем, имела несчетное число поклонников, слыла неординарной особой, способной на самые смелые выходки. Наследница баснословного состояния, в жилах которой текла кровь родственников российской императрицы, закончила свои дни во Франции в бедности и одиночестве. Но на картинах знаменитого Карла Брюллова, с которым ее связывал роман длиною в 20 лет, она навеки осталась беспечной красавицей, страстной и порывистой, на губах которой всегда играет легкая улыбка.
Юлия Самойлова была главной музой знаменитого живописца. Встретившись в Италии на одном из светских раутов, они на долгие годы оказались связаны крепкими узами дружбы и любви.
«Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам», – признавалась как-то Самойлова, та, чьи портреты кисти мастера сейчас висят в музеях США и России.
В день рождения художника SPB.AIF.RU вспоминает историю любви графини и знаменитого живописца.
Последняя из Скавронских
Юлия Самойлова приходилась родственницей императрице Екатерине I, известной до принятия православия как Марта Скавронская. Бабушка Юлии, Екатерина Васильевна, была племянницей светлейшего князя Григория Потёмкина. В юном возрасте та ослепила своей красотой Павла Скавронского, обладателя колоссального состояния и последнего представителя известного рода по мужской линии, который предложил ей руку и сердце. В этом браке она родила двух дочерей.
Когда супруг умер, 37-летняя Екатерина Васильевна еще слыла красавицей, обладающей чарующей приветливостью. Составить хорошую партию ей предложил граф Джулио Литта, мальтийский кавалер на русской службе. «Юлий Помпеевич оказался прекрасным хозяином и умело управлял обширными имениями жены» — утверждали современники.
В этом браке у пары не было общих детей, но злые языки поговаривали, что Литта слишком окружает заботой свою падчерицу Марию. Эти нежные отношения не прекратились даже после ее брака с графом Паленом. Более того, когда у нее родилась дочь Юлия, все ахнули: малышка была вылитой копией Джулио. К тому же после того как Мария бросила Палена и уехала в Париж, девочка воспитывалась в доме Литта. Ей он и оставил большую часть своего состояния.
В 24 года Юлия вышла замуж за своего троюродного дядю, флигель-адъютанта императора Николая Самойлова. Ее жених давно был влюблен в другую девушку, но последовал совету матери, которая хотела видеть рядом с сыном богатую наследницу. Семейная жизнь их сразу не задалась. После двух лет скандалов и упреков, они приняли решение прекратить мучение и разъехаться. В свете поговаривали, что причиной развода стали также многочисленные романы Юлии и частые кутежи Николая.
Молода и свободна
После развода молодая девушка отправилась в свое имение близ Павловска, которое досталось ей по наследству. Поговаривали, что праздники, которые устраивались ей на потеху, попирали все нормы морали. Свет шептался, что на таких балах шампанское лилось рекой, а каждый гость мог рассчитывать на недвусмысленную благосклонность хозяйки праздника.
Юлия Самойлова слыла роковой женщиной, страстной, но непостоянной, разбившей сердце не одному кавалеру. Однажды в своем доме найден мертвым граф Эммануил Сен-При, который, по слухам, свел счеты с жизнью из-за безнадёжной любви к Самойловой.
Вспыхнул скандал, и в адрес графини посыпались громкие обвинения. По одной из версий, пережить этот момент Юлия Павловна предпочла вдали от Петербурга. Она уехала в Италию к родне Джулио Литта. Там она купила дворец в Милане и красивую виллу на берегу живописного озера Комо, которые со временем стали своеобразными центрами светской жизни. Будучи блестяще образованной женщиной, разбирающейся как в политике, так и в искусстве, она привлекла к себе весь цвет итальянского общества. У нее в гостях бывали художники и композиторы, дипломаты и артисты. Она была знакома с Россини, молодым Верди и Доницетти.
Особые отношения связывали ее с миланским певцом и композитором Джованни Паччини, автором оперы «Последний день Помпеи». Она даже взяла к себе на воспитание двух его дочерей – Амацилию и Джованинна Пачини. Именно их позже изобразит Карл Брюллов на картине «Всадница». По другой версии, Джованнина была внебрачной дочерью Клементины Перри, сестры второго мужа Самойловой.
«Скажи мне, где живешь и кого любишь?»
Знакомство Самойловой с художником состоялось в 1827 году в Риме в знаменитом салоне Зинаиды Волконской. Чувство, которое вспыхнуло между ними, затмило все вокруг. Летом они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. К тому же опера Паччини произвела на мастера неизгладимое впечатление. Исследователи его творчества отмечают, что на полотне, показывающем гибель древнего города, автор изобразил свою возлюбленную в нескольких образах. Черты Юлии Павловны угадываются то в облике девушки с кувшином на голове, стоящей рядом с художником, то в матери, обнимающей двух детей, то в женщине, упавшей на землю.
В переписке она называла его «Мой дружка Бришка», а он ей отвечал - «Моя верная подруга». По воспоминаниям их знакомых, это был роман двух людей, наделенных страстным темпераментом. Про Карла Брюллова говорили, что он «весь был страсть» и не мог делать что-то спокойно, как обычные люди: «Когда в нем кипели страсти, взрыв их был ужасен, и кто стоял ближе, тому и доставалось больше».
Зная характеры друг друга, они не связывали себя обетами верности. Когда они находились в разлуке, то в своих письмах Самойлова спрашивала: «Скажи мне, где живешь и кого любишь?».
В 1838 году Карл Брюллов признался ей, что в его сердце появилась другая женщина. Предметом его страсти стала 18-летняя пианистка Эмилия Тимм, дочь рижского бургомистра. Уже в январе 1839 года они сыграли свадьбу, но… через месяц брак распался! Документы на развод подал сам художник. Все недоумевали, что стало причиной такого скоропалительного решения. Многие обвиняли Брюллова, не желая верить, что причиной могла стать юная невеста. Долгие годы причина развода оставалась в секрете. Лишь позже стало известно, что Эмилия была жертвой инцеста в своей семье. Более того, после брака ее интимная связь с отцом не прекратилась. Узнав об этом преступлении, Брюллов моментально прекратил с нею всякое общение.
Чтобы помочь близкому другу пережить ужас скандальной истории, в Петербург к нему в это время приезжала Самойлова.
Их отношения продолжались после этого еще шесть лет. Самойлова приняла решение расстаться с Брюлловым в 1845 году. 42-летняя графиня влюбилась в красивого молодого тенора Пери и вышла за него замуж. Правда, их счастье продлилось недолго. Вскоре новоиспеченный супруг скончался в Венеции от чахотки.
Но даже после этого сердце княгини не закрылось для любви. Впереди ее ждал еще один брак. В возрасте 60 лет она вышла третий раз замуж. Избранником стал бедный французский дипломат Шарль де Морнэ. Но и этот союз вскоре распался. Более того, бывший супруг требовал у нее огромные суммы на содержание, ухудшая и без того не блестящее положение дел графини.
Скончалась Самойлова в Париже в возрасте 72 лет в 1875 году. Последние годы жизни были у нее непростые. Помимо бывшего супруга деньги и имущество у нее требовали ее приемные дочери, которые ради этого даже подали на нее в суд.
Юлия Павловна пережила Карла Брюллова на 23 года. Художник скончался в 1852 году. Ему было 52 года.