4724

Оттенки целомудрия и отчаяния. Как Бакст ввел в Европе моду на экзотику

Леон Бакст. Эскиз костюма к балету
Леон Бакст. Эскиз костюма к балету "Нарцисс" Public Domain

Леон Бакст давал уроки рисования детям Великого князя Владимира, был зятем мецената Павла Третьякова, соратником легендарного Сергея Дягилева и учителем Марка Шагала. В эмиграции он создавал эскизы для шелковых тканей американского миллионера Артура Селига.

SPB.AIF.RU вспоминает жизненный путь Леона Бакста, художника, который в начале XX века заразил Европу страстью к ориентализму и экзотике. 

Фамилия бабушки

В Париже его имя и фамилия звучали вполне по-французски – Леон Бакст. В России же до 1889 года его знали как Лейба Хаима Израилевича Розенберга, талантливого молодого человека из религиозной еврейской семьи. Для участия в своей первой выставке юноша придумал себе псевдоним, урезав фамилию бабушки – Бакстер.

Вообще родители Лейба не поощряли его увлечения живописью. Его отец, занимавшийся мелкой коммерцией, видел в этом нечто греховное – противоречащее заповеди «не сотвори себе кумира». Но дедушка, большой поклонник театра, поддерживал внука в стремлении рисовать.

В итоге, окончив гимназию в городе Гродно, в 1883 году молодой человек все же приехал в Петербург, где поступил вольнослушателем в Академию Художеств. Несмотря на то, что он был вскоре исключен из учебного заведения, он успел завести полезные связи в художественном мире.

Около шести лет Бакст жил и работал в Париже. Он учился в знаменитой Академии Жюлиана, зарабатывая на жизнь продажей своих работ.

«До сих пор я бьюсь из-за того, чтобы не покинуть Париж... Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды», - жаловался он в одном из писем своему товарищу.

В итоге, окончив гимназию в городе Гродно, в 1883 году молодой человек все же приехал в Петербург
В 1883 году Леон Бакст приехал в Петербург. Автопортрет, 1893 год. Public Domain

Во время одного из своих визитов в Петербург он познакомился с членами кружка самообразования – «Невскими пиквикианцами». В кружок входили личности, которые со временем перешли в художественное объединения «Мир искусства» -  Константин Сомов, Дмитрий Философов, Сергей Дягилев. В 1898 году вышел в свет первый номер журнала «Мир Искусства», который стал органом художественного объединения и группы писателей-символистов.

Редактором журнала, который располагался сперва в доме на Литейном проспекте, а затем на набережной реки Фонтанки, был Сергей Дягилев. Леон же возглавил художественный отдел журнала. Именно графика, изданная в этом журнале, сделала Бакста знаменитым. 

Леон Бакст:
В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть… передано публике… На печальный зеленый я кладу синий, полный отчаяния… Есть красные тона торжественные и красные, которые убивают… Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижеру, который может взмахом своей палочки… безошибочно извлечь тысячу звуков.

Зять Третьякова

В это же время Бакст познакомился с дочерью знаменитого купца Третьякова, Любовью Павловной. В тот момент он работал над постановкой балета «Фея кукол».

В 1903 году Бакст сошелся с Любовью Павловной.
В 1903 году Бакст сошелся с Любовью Павловной.  Public Domain

В своей книги Александра Бенуа вспоминал, как развивался бурный роман художника с дамой, которую многие считали «несколько жеманной и претенциозной».

Чтобы найти хороший предлог для встреч с предметом обожания, Бакст взялся написать портрет Любовь Павловны.

«Так как он в это время заканчивал свою декорацию игрушечной лавки, то и сеансы происходили в этой же декорационной мастерской, лишь немного в стороне. Портрет получился очень схожим и удачным, и тогда, по странной прихоти, он решил его включить, всем напоказ, в самую декорацию. Возможно, что Любовь увидала в этом особый hommage, и, во всяком случае, она не протестовала. Фигура ее на холсте была аккуратно вырезана и пришита к общей «падуге» среди всяких паяцев, кукол, барабанов, мячей, тележек и прочих игрушек. Любовь Павловна висела в своем новомодном парижском черном платье и в своей огромной черной шляпе! Я помню изумление, охватившее ее зятя С. С. Боткина, когда на генеральной репетиции в Эрмитажном театре взвился занавес и перед его глазами, на самом первом плане предстала его бэль-сер. О каким жирным смехом он тогда залился, приговаривая: «Люба-то, Люба-то висит. Он подвесил ее под потолок! ха, ха, ха. И ведь как похожа!..»  

В итоге любовная тайна Бакста и Любовь Павловны вскоре стала «басней города». Скрывать взаимную симпатию им уже не было смысла. Чтобы вступить в брак, Бакст даже перешел из иудаизма в лютеранство. Первое время брак, заключенный по любви, приносил радость и вдохновение мастеру. Но в 1909 году супруги подали на развод. По воспоминаниям современников, несмотря на расставание, Бакст с бывшей женой на долгие годы сохранили теплые отношения. Художник до конца жизни помогал ей и сыну Андрею материально.

Стоит отметить, что после развода Бакст вернулся к иудаизму. Это решение стоило ему жизни в Петербурге. Несмотря на то, что у него было много влиятельных друзей, по новому закону об иудеях в Российской Империи, Бакст был вынужден покинуть столицу и перебраться в Париж. Лишь в 1914 году после избрания членом Академии художеств, он получил право проживать, где ему заблагорассудится, какой бы веры он ни придерживался.

Соратник Дягилева

Сотрудничество Леона Бакста и Сергея Дягилева продолжалось долгие годы. Художник выставлял свои работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников», на выставках «Мира Искусства». После высылки из Петербурга Бакст примкнул к балетной труппе Дягилева «Русский балет», став одним из ближайших соратников антрепренера.

Особую славу Бакста составили его работы для Русских сезонов.
Особую славу Бакста составили его работы для Русских сезонов. Фото: Public Domain

Продемонстрировать свой талант художника-сценографа Бакст смог в работах над спектаклями «Клеопатра» («Египетские ночи»), «Шехеразада», «Жар-птица», «Нарцисс», «Синий бог» и «Послеполуденный отдых фавна».

Его работа над  театральными декорациями произвела в Европе буквально настоящий фурор.

Отношения Дягилева с Бакстом с годами стали складывались все хуже и хуже. В 1918 году они прекратили сотрудничество, но в 1921 году возобновил общение. Последней крупной постановкой, которую Бакст взялся оформить для Дягилева, стал балет «Спящая красавица» на музыку Петра Чайковского.

Через три года художника не стало – в декабре 1924 года он умер в Париже в возрасте 58 лет.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах