Limassol International Jazz-Pop Festival был приурочен к 100-летию со дня рождения Нэта Кинга Коула, одного из величайших музыкантов и вокалистов джазовой музыки, чья манера пения стала эталонной для будущих поколений джазовых певцов.
«Почему именно джаз был выбран темой фестиваля на Кипре? Да потому что джаз - интернациональная культура, которая объединяет весь мир. Джазовую музыку слушают богатые и бедные, независимо от вероисповедания и цвета кожи», - отметил президент фонда «Созидающий мир» Вячеслав Заренков.
«Творим сиюминутное чудо»
Со времени своего возникновения в южном американском городе Нью-Орлеан джаз успел пройти огромный путь, распространившись сначала в Америке, а затем и во всем мире. Он перестал быть искусством негров: очень скоро в джаз пришли белые музыканты. Имена выдающихся мастеров джаза известны всем. Это Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Гленн Миллер. Певицы Элла Фицджеральд и Бесси Смит.
Перефразируя Гегеля, история джаза - история прогресса в осознании свободы. Сегодня почти каждый крупный город может похвастаться собственными джазовыми музыкантами, местными джаз-клубами и знающими поклонниками. Джаз нашел место и в учебных заведениях, есть учреждения, специально посвященные джазу, например, Институт джаза имени Телониуса Монка. В Санкт-Петербурге же существует единственная в мире Филармония джазовой музыки, руководитель которой, композитор, виртуоз-импровизатор Давид Голощекин был одним из главных героев фестиваля на Кипре.
«Джаз - это импровизация, - подчеркнул со сцены Давид Голощекин. - Мы постоянно творим сиюминутное чудо - ведь так, как эта вещь звучит сейчас, на этой сцене, с этими музыкантами, она уже не повторится…» Кипр в ритме джаза
Кипр в ритме джаза
Сам Голощекин может творить чудеса на десяти инструментах, в числе которых контрабас и фортепиано, флюгельгорн и скрипка… А блестящий джазовый гитарист из Санкт-Петербурга Гасан Багиров владеет не только гитарой, но еще и скэтом - джазовым вокализом, где голос используется для имитации музыкального инструмента. Кстати, первым записанным примером скэта часто называют композицию Heebie Jeebies, записанную Луи Армстронгом в 1926 году. Существует легенда, что она появилась после того, как у Армстронга упал нотный лист со словами на пол или он просто забыл слова…
А есть ли четкие границы?
Выпускник Санкт-Петербургской консерватории по классу трубы Илья Серов, джазовый трубач и певец, смог сделать прекрасную джазовую карьеру на родине джаза. Серов назван лучшим новым артистом на Hollywood International Entertainment Awards в 2014 году. Он играет сольные концерты, а также выступает с такими музыкантами, как Dave Koz, Michael Lington, Larry Graham и др.
«То, что я люблю играть и петь, - это свинг, эра биг-бэндов, период с конца 30-х до середины 50-х годов: Каунт Бейси, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен. Хотя сейчас занимаюсь и современным джазом, - говорит Серов. - Впрочем, для причисления к джазу многим достаточно исполнения на акустических инструментах и импровизации. Но я даже не знаю, есть ли в современной музыке четкие границы…»
Джаз - импровизация во всем, в том числе и вокальная. Замечательный российский певец из Санкт-Петербурга Юрий Охочинский, продолжающий традиции романтических певцов-крунеров, был одной из звезд Limassol International Jazz-Pop Festival.
«В джазовом пении не столько важны слова, сколько манера пения, свобода фантазии и наслаждение красотой звуков. Однако хороших джазовых певцов немного, - комментирует Юрий Охочинский, - есть отличные голоса, но многие исполнители тяготеют к соулу, ритм-энд-блюзу, а это немного другое… К тому же сейчас появилась новая мода - певцы-кроссоверы: исполнители, имеющие оперную базу и пробующие себя в джазе. Посмотрим, к чему приведет такой путь».
Наряду с мэтрами джаза в фестивале Limassol International Jazz-Pop Festival принимали участие и другие исполнители, в частности, кипрский джазовый певец Hovig, участник Евровидения 2017, и бэнд, который часто называют «лучшим белорусским джазовым экспортом», - группа Apple Tea. В традициях хороших джазовых фестивалей место на сцене было предоставлено и начинающим исполнителям, в частности, вокалистке Наталии Охочинской (Санкт-Петербург).
В ритме джаза
«Джазовых фестивалей в мире довольно много, они всегда популярны, - резюмирует Давид Голощекин. - Для Кипра же это новая страница. Фестиваль в Лимассоле получился - в том числе и благодаря музыкантам из Петербурга, - теперь на улице почитателей джазового искусства есть еще один праздник».

Президент фонда «Созидающий мир» Вячеслав Заренков с ним солидарен.
«2-3 ноября 2019 года - это рождение нового международного джазового фестиваля на Кипре, - говорит он. - Это не разовое событие, это очень солидная и важная заявка на длительное существование такого мероприятия. В следующем году фестиваль будет еще более масштабным, мы планируем его проведение в октябре в течение 3-5 дней, и в нем примут участие уже десятки музыкальных коллективов из разных стран. Думаю, международный джазовый фестиваль на Кипре займет достойное место в мировой джазовой жизни. Я уверен в этом».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть