Примерное время чтения: 8 минут
2074

Пример для подражания. Памятники Петербурга и их «двойники»

Заядлого туриста в некоторых городах мира не покидает ощущение дежавю, что с французского означает «уже виденное». И все от того, что их архитекторы и скульпторы, не утруждая себя поисками нового, идут по проторенной дорожке и копируют уже признанные шедевры. Так, в основном в небольших городах появляются иногда смешные и забавные, иногда почти точные копии знаменитых архитектурных памятников. Подобным клонированием «грешили» мастера во все времена. SPB.AIF.RU решил проверить, какие из известных памятников Петербурга имеют сегодня своих двойников.

Сибирский Зимний дворец

Санкт-Петербург уже в XVIII веке был признан одним из самых красивых европейских городов. Неудивительно, что небольшие провинциальные российские города, хоть по возрасту и были намного старше столицы, стремились быть на нее похожими. Для удовлетворения запросов публики в Петербурге даже печатали специальные альбомы с подробными архитектурными проектами и рассылали их по российским губерниям. Правда, в основном, эти готовые макеты касались планировок улиц и церквей. 

Этого явно оказалось мало сибирскому купцу Гершу Вильнеру, проживавшему в городе Минусинске Енисейской губернии. Герш Вильнер сделал свой капитал на торговле пушниной и снискал известность далеко за пределами Сибири. Его имя знали в Петербурге, Лондоне и Лейпциге. Смекалистый купец Вильнер пожелал выстроить свой дом в стиле русского барокко эпохи Елизаветы Петровны по примеру знаменитого Петербургского Зимнего дворца. С ролью сибирского Бартоломео Растрелли блестяще справился местный мастер Хадият Иксанович Исламов. Дом получился трехэтажный, богато декорированный фигурным кирпичом. В его архитектуре, как и в знаменитом оригинале, использовались пилястры, маскароны и архивольты. Строился он с 1909 по 1912 гг.

Готовый дом уже во времена Вильнера стали называть малым Зимним дворцом, но пожить в его апартаментах хозяину удалось недолго – после революции особняк национализировали. Судьба известного дома и его хозяина оказалась трагичной. В 1920-е годы Герш Мордухович Вильнер уехал в Ленинград, где и умер во время блокады.

Минусинский зимний дворец еще несколько лет служил новой власти то складом, то аптекой, а после затопления был заброшен. Вот уже много лет здание, стоящее в центре города как раз напротив городской администрации, разрушается, вместо окон зияют дыры. Дом Вильнера до сих пор привлекает туристов, каждый горожанин, встречая гостей, непременно ведет их к знаменитому дому, рассказывает о богатом земляке, пожелавшем жить в собственном Зимнем дворце.

"Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула" работы Василия Садовникова. Акварель. Фото: Commons.wikimedia.org

Путешествие коней Клодта

Образы Петербурга можно найти и в столице Южной Италии Неаполе, и в немецком Берлине. А все благодаря мастерству русского скульптора барона Петра Клодта. В 1840-е гг. в царствование Николая I началась перестройка Аничкового моста, и Клодту были заказаны скульптуры «Укротители коней». Отлитые в бронзе скульптуры прямо с литейного двора Николай I в знак большого уважения и благодарности подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, и вскоре они украсили обе стороны главных ворот королевского дворца в Берлине. Взамен подаренных были отлиты еще две скульптуры, но и им не суждено было поселиться в северной столице. На сей раз лошади приглянулись королю обеих Сицилий Фердинанду II и Николай I подарил ему их, отплатив за радушный прием, оказанный его супруге во время путешествия по Италии. Кони были установлены напротив въезда в Королевский дворец Неаполя, где сейчас располагается Национальная библиотека.

Наконец, в 1851 году Клодт создал четыре скульптурные композиции, изображавшие четыре стадии покорения коня, они и были окончательно установлены на Аничковом мосту. И, хотя мастер старался не повторять уже созданные, его «рука» видна во всех скульптурах, и разошедшиеся по миру шедевры, удивительно напоминают друг друга.

Кони Клодта перед королевским замком в Берлине. Фото: Commons.wikimedia.org

Царь-плотник

Тех, кто когда-нибудь будет прогуливаться по маленькому голландскому городу Заандам, тоже не покинет чувство родины. На главной площади города стоит точная копия петербургского памятника «Царь-плотник» работы скульптора Леопольда Бернштама. Хотя, по правде сказать, перипетии истории превратили уже наш памятник, стоящий сегодня на Английский набережной, в копию, а голландский – в подлинник. Все началось с того, что в 1910 году памятник был торжественно установлен в Петербурге в честь двухсотлетия Полтавской битвы. В 1911 мастер отлил ее копию, которую Николай II подарил голландскому городу Заандаму, где в 1697 году Петр Алексеевич изучал корабельное дело. После революции в «Царь-плотнике», как и во многих памятниках, новая власть художественной ценности не разглядела, и отправила его на переплавку. В отличие от нас, голландцы свои вкусы не меняли и сохранили скульптуру в первозданном виде. Поэтому, когда в 1990-е годы мы решили вернуться к истокам, теперь уже голландский «Царь-плотник» послужил оригиналом для выполнения копии. И в 1996 году правительство Нидерландов торжественно презентовало Санкт-Петербургу утраченного Петра. Вот такие зигзаги судьбы.

Памятник Петру I в Заандаме. Фото: Commons.wikimedia.org/ Arch

Дворцовая площадь на Украине

В Украинском городе Полтаве, как и в любом другом, есть центральная точка, любимое место горожан - круглый Александровский (Корпусный) парк. Круглая площадь с Монументом Славы по центру является малой копией петербургской Дворцовой с Александрийской колонной Монферрана. Хотя до строгих пропорций оригинала ни сам монумент, ни площадь и не дотягивают, внешнее сходство бросается в глаза. История парка началась со строительства Монумента Славы во времена генерал-губернаторства князя Алексея Куракина в начале 1800-х гг. Вокруг памятника постепенно разбили парк, и к 1909 году в честь двухсотлетия победы в Полтавской битве Корпусный парк был открыт официально.

Ф. Я. Алексеев Вид Александровской (Круглой) площади в Полтаве. Фото: Commons.wikimedia.org

«Медный всадник» в Туркмении

Памятник «Медный всадник» в качестве визитной карточки города есть теперь не только в Петербурге, но и в туркменском Ашхабаде. А все потому, что любовь туркменского народа к своему лидеру границ не ведает, а сам лидер - Гурбангулы Бердымухамедов - в этом памятнике сравнил себя ни больше, ни меньше, а самим реформатором Петром I. Правда, скульптору туркменского памятника удалось «переплюнуть» Этьена Фальконе – и высотой и «красотой». Высота памятника в Ашхабаде в два раза выше петербургского – 21 метр, а фигуры лошади и наездника покрыты золотом (поговаривают, что сусальным).

Интересно то, что для памятника в Туркменистане нашелся и свой «Гром-камень». Для петербургского оригинала в свое время для поиска нужного постамента пришлось давать объявление в газету «Санкт-Петербургские ведомости» и везли камень в город целый год. Упустили туркменские мастера только змея под ногами коня, как символа злых сил. По замыслу Фальконе стремительный всадник как раз одерживает над ним победу, раздавив под копытами своего верного коня. Не стоит забывать жителям Ашхабада, и то, что «Медный всадник» Петербурга – символ мистики, и кто знает, может и его гигантская туркменская копия однажды соскочит со своего постамента и понесется по городу как в одноименной поэме Александра Сергеевича Пушкина.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах