Как военный становится скульптором
Пётр Клодт происходит из небогатой, но весьма аристократичной немецкой семьи, состоящей из доблестных воинов. Его прадед был одним из самых ярких людей в истории Северной Войны, который честно служил Швеции в чине генерал-майора. Отец Петра был генералом, показавшим себя на полях сражений в Отечественной войне 1812 года. Юные годы будущего скульптора прошли в Омске, где служил его отец. Именно здесь, в тихом городе, отдалённом от шумного и блестящего Петербурга с его соблазнами и пороками, Клодт увлекся рисованием и лепкой, оживляя в своих работах образы лошадей, которые у него особенно живописно и реалистично получались.
После обучения в войсковом казачьем училище Клодт вернулся в Петербург. В тот момент ему было 17 лет. Он без проблем поступил в артиллерийское училище, но свободные часы с вдохновением отдавал любимому хобби. При малейшей возможности барон Клодт брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или вырезал фигуры лошадей, одновременно с этим углубленно изучая повадки грациозных животных.
После окончания училища Клодт получил действительный чин подпоручика и даже некоторое время прослужил в учебной артиллерийской бригаде, однако уже в 1828 году ушёл с военной службы, решив отныне заниматься только скульптурой. Двумя годами позднее, не прекращая заниматься самообразованием, он поступил в Академию художеств в качестве вольнослушателя. Он состоял при мастерской известного литейщика Екимова, который руководил отливкой самых знаменательных памятников начала XIX столетия. Именно Екимов посвятил ученика в секреты своего дела.
Также покровительство Клодту оказывал ректор Академии - Мартос Иван Петрович, поощрявший начинания молодого скульптора, жившего в одном из подвалов академии и, как гласит молва, нередко державшего здесь же лошадей, с которых лепил статуэтки, приносившие ему неплохой доход. Нужно отметить дальновидность и простоту Мартоса, который частенько приглашал Клодта в гости и запросто дал согласие на брак с одной из дочерей – Иулианией Ивановной, ставшей Клодту преданной супругой.
Нарвские триумфальные ворота и первые плоды славы
Прилежание и несомненный талант Петра Клодта быстро принесли свои результаты. В 1831 году вместе со скульпторами Пименовым и Демут-Малиновским он получил серьёзный правительственный заказ и начал работу над созданием изящной скульптурной группы из шести коней, впряжённых в колесницу Славы (сейчас она украшает собой арку Нарвских триумфальных ворот ). Кони Клодта — это стремительно мчащиеся и вздымающиеся вверх животные. В них чувствуется дикая неукротимость и сокрушающая энергетика, которая придаёт арке не только торжественный, но и воистину триумфальный вид.
Гениальная работа получила своё признание. Молодого мастера наградили званием академика, а также квартирой при Академии художеств и большой мастерской, где Клодт проводил большую часть своего времени. Нередко он возбуждал в рафинированном петербургском обществе толки да пересуды, в которых он представал как одержимый художник в вечно запачканной блузе, с всклокоченной головой, встречающий в грязной мастерской лучших представителей знати и даже членов династии, не особенно церемонясь и ведя себя крайне просто.
Как Николай I дарил коней
Следующей монументальной работой, вознёсшей Клодта на Олимп славы, стал заказ на выполнение двух скульптурных групп «Укротители коней», которыми сначала хотели украсить пристани Адмиралтейского бульвара (сейчас на этом месте находится Александровский сад – прим.). Заказ был получен в 1832 году. Работы продолжались вплоть до 1841 года, когда на Аничковом мосту на западных устоях появились две бронзовые скульптурные группы, а на восточных — их гипсовые копии, выполненные под бронзу. Впрочем, кони простояли на мосту недолго: уже в 1842 году Николай I отправил их в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, в 1846 году вновь отлитых коней подарили королю Сицилии Фердинанду II, а ещё позднее копии «Укротителей коней» были установлены в Петергофе, Стрельне и на Конном дворе усадьбы Кузьминки под Москвой.
Клодт, который к тому времени уже, наверное, должен был почувствовать дурноту от этой вереницы коней, решил больше не делать копий. В 1850 году на Аничковом мосту установили бронзовые статуи, которые были отлиты по новым моделям, в результате чего появилась композиция из четырёх разных скульптурных групп, представляющих драматическую историю с последовательно развивающимся сюжетом: покорение коня человеком, побеждающим в борьбе над беспощадным могуществом природы.
Если внимательно смотреть на скульптуры, то можно увидеть, что в первой группе обнаженный атлет с усилием сдерживает коня, в следующей – осаживает его могучим движением, в третьей – схватка доходит до своего пика – человек повержен на землю, и в последней композиции атлет, припадая на одно колено, хватает коня, и, держа обеими руками корду, всё-таки одерживает верх на животным. Есть и ещё одна любопытная для наблюдательных деталь: статуи коней, «глядящих» в сторону Адмиралтейства подкованы, а статуи тех, что смотрят в сторону площади Восстания – нет. Объясняется это тем, что на Литейном проспекте находились литейные мастерские и кузницы, и потому подкованные лошади «идут» от кузниц, а неподкованные лошади, напротив, следуют в них.
Шедевры скульптора Петра Клодта | Фотогалерея
Шедевры скульптора Петра Клодта | Фотогалерея
За свой шедевр Пётр Клодт получил профессорское звание и весомую ежегодную пенсию. Казалось бы, теперь он мог не беспокоиться о безбедном будущем, однако скульптор был неутомим. Следующей значимой его работой стал памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем саду. Издатель сатирико-просветительских журналов сидит на постаменте, украшенном изображениями животных из знаменитых басен. Последней работой Клодта стал конный монумент императору Николаю I, что стоит на Исаакиевской площади. Скульптура примечательна не только с художественной, но и с технической точки зрения: статуя имеет только две точки опоры без какой-либо вспомогательной подпорки, что не может не приковывать внимание и не вызывать восхищённый возглас.
Последний шедевр
Пётр Клодт умер в 1867 году в возрасте 62 лет, проведя последние годы жизни на мызе Халала, в Финляндии. Смерть застигла скульптора в тот момент, когда он начал вырезать картонную лошадку — своё последнее, неоконченное творение, маленький шедевр для любимой внучки.