Египетские мотивы в архитектуре Петербурга не редкость. Так, на верхушке Александрийского столпа, фасаде Казанского собора и Финской церкви можно увидеть изображение пирамиды. Такой же символ — глаз в центре пирамиды — вы встретите внутри Исаакиевского собора над православной иконой. Массивные скульптуры сфинксов наряду со львами, держащими в пастях цепи, охраняют вход в усадьбу графа Кушелева-Безбородко и царственно взирают на прохожих со своего постамента на набережной Малой Невки. Венчает эту вереницу Египетский мост, торжественное открытие которого состоялось 6 сентября 1826 года.
Орнамент из иероглифов
Европейское увлечение восточной тематикой в искусстве и архитектуре началось в начале XIX века, после похода Наполеона в Египет. Петербург не остался сторонним наблюдателем этих веяний и также перенял прекрасные египетские традиции.
Египетский мост сооружался в рекордные сроки — в 1825 и 1826 годах по проекту инженеров Вильгельма фон Треттера и Василия Христиановича, которые ранее построили цепной Пантелеймоновский мост, соединяющий Летний сад и Безымянный остров через Фонтанку.
Длина пролёта нового моста составила 55 метров, а ширина – 11,7 метров. Для сооружения были построены выступающие в реку устои, облицованные гранитом. Порталы, колонны, а также карниз моста украсили изображениями египетских иероглифов. Такие же знаки продублировали на ажурной решётке сооружения. У въездов на мост поставили чугунные изваяния сфинксов с фонарями над головой, отлитые по моделям скульптора Павла Соколова, создавшего грифонов на Банковском мосту и бронзовое изваяние «Молочница с разбитым кувшином» в Екатерининском парке, воспетую Пушкиным в стихотворении «Царскосельская статуя».
Металлические конструкции и скульптуры для моста отлили на заводе Карла Берда, являвшегося одним из самых лучших литейно-механических предприятий Петербурга. К слову, имя Берда, которое сейчас знакомо далеко не каждому коренному петербуржцу, в своё время являлось символом предприимчивости и успеха. Так на вопрос «как ваши дела» петербуржцы лукаво отвечали: «как у Берда, только труба пониже да дым пожиже». Такая с виду абсурдная шутка основывалась на фактах из блестящей карьеры этого инженера, долгое время бывшего хозяином парового сообщения по Неве и её рукавам, а также между Петербургом и Кронштадтом.
Сфинкс с лицом императрицы
Сфинксы, которые стали охранять въезд на мост, в противовес египетским имеют женское лицо, что более характерно для изваяний периода Древней Греции. В кругах историков, изучающих архитектуру Петербурга и наследие скульптора Соколова, бытует мнение, что лицо сфинкса – это лик Елизаветы Алексеевны, урождённой Луизы-Марии-Августы, принцессы Баденской и супруги императора Александра Первого. Ей посвящал стихи Пушкин, она была дружна с историком Карамзиным, и вполне может быть, что именно она стала музой Бетховена, для которой он написал «К Элизе». Столь яркие знакомства и красочные мазки в биографии можно объяснить только одним: императрица была сказочно красива и заслуживала того, чтобы о ней слагали стихи и в её честь творили гении.
По греческой же мифологии сфинкс с женским ликом является одним из самых жутких и загадочных демонов. Ведь именно это существо преграждало в Фивах путь одинокому путешественнику и задавало ему загадку: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?». Того, кто отвечал неправильно, сфинкс либо душил, либо съедал. А ответ был: человек.
Обрушение моста в 1905 году
Неизвестно, задавали ли петербургские сфинксы такой вопрос горожанам, но трагические события не обошли стороной Египетский мост. В 1905 году он рухнул под тяжестью проезжавшего по нему эскадрона Конно-егерского полка.
Инцидент обошелся без человеческих жертв, но молниеносно вызвал ряд предположений относительно истинных причин обрушения. Одна из них — это гипотеза, будто мост рухнул из-за того, что полк, шедший по нему, шагал слишком ритмично, и колебания от топота копыт вызвали в конструкции моста резонанс. Предположение нашло отражение в школьных учебниках по физике, а в среде военных повлекло за собой возникновение новой команды «Идти не в ногу!», отдаваемой группе солдат, готовящейся к переходу через мост. Данная теория, хоть и породив собой эти два явления, не была верифицирована физическими расчётами, и даже нашла опровержение в лице очевидцев. Те утверждали, что лошади не могли скакать «копыто в копыто», так как даже самые выдрессированные из этих умных непарнокопытных не умеют шагать по-солдатски — «в ногу». Также свидетели происшествия просили обратить внимание на то, что навстречу эскадрону двигалось одиннадцать саней, и мост просто-напросто не выдержал такого груза.
Впрочем, в построении гипотез не обошлось и без мистики. Так, в народе появился слух, что в одном из домов, смотрящих окнами на мост, живёт женщина по имени Мария. Будто бы в молодости её то ли обманул, то ли скомпрометировал лихой офицер, и она, вспомнив личную трагедию, воскликнула в сердцах, посмотрев в окно: «Что б вам, военным, провалиться!». И военные действительно провалились, упав на лед Фонтанки.
Новая жизнь Египетского моста
Народная мудрость гласит: «Нет ничего более постоянного, чем временное». На месте рухнувшего моста инженеры так и не смогли соорудить каменное сооружение, а ограничились временным деревянным мостиком, который заменили только... спустя десятилетие после Великой Отечественной войны - в 1955 году по проекту инженера Владимира Демченко и архитекторов Владимира Васильковского и Петра Арешева.
Конечно, вопрос о строительстве постоянного моста возникал не раз. Но серьёзно к нему подошли только в 1913 году, когда комиссия во главе с Леонтием Бенуа, Михаилом Боткиным и Иваном Кетовым, рассмотрела проекты моста, представленные Академии художеств петербургскими архитекторами. В результате обсуждения был одобрен проект Мариана Лялевича. Что это был за проект, и какую художественную ценность он имел бы для города, нам так и не удалось узнать, так как Первая мировая, революции и Гражданская война не дали ему стать реализованным.
Сооружение 1955 года не имело такого архитектурного размаха, как его предшественник: мост остался без украшений в виде иероглифов и орнаментов. Однако египетские мотивы нашли своё отражение на узоре ограды в виде цветков лотоса, в стойках моста, украшенных лавровыми венками, в ограждениях, дополненных изящными розетками и консолями, и, конечно же, в фигурах сфинксов, которые по-прежнему стоят на въезде.
Последнее обновление в облике моста было сделано в 2004 году, когда сфинксов убрали с постаментов на реставрацию. В ходе работ под толстым слоем краски, которая покрывала головы сфинксов, обнаружили позолоту, которая была полностью восстановлена. После реставрации сфинксов вернули на их историческое место, где они стоят по сей день, смотря на Петербург то ли глазами Елизаветы Алексеевны, то ли суровым взором бдительных стражей, стерегущих мост...