На днях Русский музей принял на хранение триптих Евгении Васильевой, скандально известной экс-фигурантки дела «Оборонсервиса». Значит ли это, что её работы теперь будут выставляться вместе с Филоновым и Малевичем?
Алексей Лепорк, искусствовед, историк архитектуры:
- Русский музей поставил себя в очень сложное положение. Мы все знаем, кто такая Евгения Васильева. Она была осуждена за мошенничество в особо крупных размерах, признана виновной и приговорена к пяти годам в колонии общего режима. А далее начались странные вещи. Несмотря на доказанные преступления, уже через несколько месяцев по решению суда была условно-досрочно освобождена. Ей вернули 13-комнатную квартиру, килограммы драгоценностей. Более того, у затворницы открылся поэтический и художественный дар. Конечно, здесь нет ничего плохого, но дело повернули с размахом. Были организованы выставки её картин, издан сборник стихов, снят клип.
И вот теперь новость про Русский музей. Во всём мире знают: это наше национальное достояние, в его залах находятся сокровища русского искусства. Неужели теперь рядом с Крамским и Серовым появится «Транскрипзада» Васильевой? Считаю, что это очередная пощёчина нашему обществу.
Сейчас в музее утверждают, что принятие картин от граждан на временное хранение - стандартная практика. Что показать своё творение может каждый. Однако из любого правила есть исключение. Не зря же прошла информация, что триптих Васильевой приносили дважды и первый раз его не приняли… Конечно, вместе с Малевичем и Филоновым её не вывесят. Скорее всего, просто поместят в фонды. Своё слово должна сказать и закупочная комиссия. Надеюсь, она реально оценит художественные достоинства полотен и не допустит, чтобы они остались в Русском музее. Иначе получим ещё одно доказательство, что за деньги можно всё.