Примерное время чтения: 3 минуты
2771

Сотрудник КГБ рассказал, как 40 лет назад создавал Ленинградский рок-клуб

Санкт-Петербург, 7 марта - АиФ-Петербург.

Знаменитый Ленинградский рок-клуб, отмечающий 7 марта 40-летие со дня своего первого концерта, был создан при поддержке и кураторстве КГБ. Об этом в интервью «Фонтанке» рассказал подполковник КГБ СССР, контрразведчик и один из авторов проекта Павел Кошелев.

По его словам, впервые на существование в северной столице рок-анденграунда власти обратили внимание в 1980-м году, когда в Тбилиси прошел рок-фестиваль «Весенние ритмы». Среди его участников были и гости из города на Неве, про выступление которых грузинские спецслужбы составили отдельную докладную.

«По итогам сами же грузины, у которых уже тогда было полное разложение, первыми и стуканули в Москву отчёт. И худшими там оказались именно питерские ребята. А если бумага пошла по линии комитета, да ещё и по линии ЦК, естественно, обком возбудился. Вызвали наше начальство. «Что мы с этим делаем, что мы про это знаем?» — спрашивают. И вот тут мне было сказано, что рок-движением буду заниматься я», - вспоминает Кошелев, который работал с музыкантами под фамилией«Коршунов».

Дальше спецслужбы создали рок-клуб, с привлечением тогдашних ленинградских комсомольцев, а также тех, кто занимался звукозаписью. Местом сбора музыкантов стал Дворец народного творчества. Павел Кошелев отмечает, что первоначально ленинградский рок-клуб был аполитичен, и «в те времена злых песен про власть ведь и не было».

«Одна из задач была — локализовать, чтобы не было необходимости заниматься каждодневной работой по поиску враждебных элементов, а дать им самореализовываться. И на кого идёт публика, кто талант, а кому важнее написать гадость, — сразу становилось понятно.. Смысл был в том, что мы не должны вмешиваться в творческий процесс художников, подсказывать, какие краски какими мазками наносить, как композитору писать его опусы. Мы должны появляться только там и тогда, где появляется кто-то, кто пытается использовать личные неудачи людей, групп людей в целях опорочивания советского строя, кто пытается перетаскивать людей на свою сторону для создания «очага социального напряжения», - откровенничает бывший сотрудник КГБ.

Для этого, в частности, сотрудники спецслужбы могли использовать разные методы – в том числе, давить на музыкантов, среди которых было немало тех, кто злоупотреблял наркотиками.

«Думаете, Цоя нельзя было посадить за наркоту? Запросто. Пять секунд. Мне даже советы давали: «Награду получишь». И я видел тех, кто получал такие награды. Но я не получил», - рассказывает Кошелев.

Вместе с тем, как он полагает, рок-клуб был культурным явлением, которое возникло бы в любом случае, даже без участия государства.

Под кураторством контрразведки клуб просуществовал до сентября 1981 года, после чего перешел в ведение отдела по работе с молодежью.

Из ленинградского рок-клуба вышли такие легендарные рок-группы, как «Аквариум», «Кино», DDT. Кстати, сам Павел Кошелев признается, что его любимая рок-композиция это песня «Родина» в исполнении Юрия Шевчука.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах