Мрачноватый интерьер со следами бушевавшего пожара – словно декорация к постапокалиптической картине. Старейшая лютеранская церковь Петербурга – место паломничества почитателей рок-культуры, современного искусства и фильма «Брат» – несколько эпизодов снимали во дворе Анненкирхе. Среди первых прихожан церкви был ювелир Карл Фаберже, а много лет спустя здесь выступала группа «Ленинград».
Церковь Брюллова и Фаберже
Лютеранская церковь святой Анны, или Анненкирхе, построена Петербурге в 1779 году. Она же дала название улице, на которой находится: Кирочная, от немецкого «кирхе» – церковь. Каменное здание появилось на месте деревянного благодаря Юрию Фельтену. Этот архитектор проектировал Дворцовую площадь, решётку Летнего сада, Малый и Большой Эрмитаж, интерьеры Зимнего дворца. Фельтен был не только автором и архитектором храма, но и его прихожанином. Кирха святой Анны была духовным домом для многих известных петербуржцев: ювелира Карла Фаберже и его семьи, врача и педагога Петра Лесгафта, живописца Карла Брюллова, который здесь венчался.
К началу 20 века это был приход для обрусевших иностранцев – датчан, голландцев, немцев, которые жили в России уже не первое поколение и зачастую не знали немецкого языка.
«Например, Брюлловы были французы по национальности, – говорит настоятель церкви святой Анны Евгений Раскатов. – Их родители уехали в Россию в поисках религиозной свободы: католики подавляли протестантов. Здесь они её обрели, но дети, Александр и Карл Брюлловы, были уже русские. В нашей церкви было множество представителей обрусевшей западной интеллигенции».
До 1917 года лютеранство было второй по численности конфессией в России, уступая лишь православию. Накануне революции Анненкирхе посещали 12 тысяч прихожан. Церковь опекала больницу, занималась социальной работой: помогала «падшим» женщинам вернуться к нормальной жизни. Рядом с кирхой до сих пор находятся две школы, отдельно для девочек и мальчиков, сейчас там президентский физико-математический лицей.
От революции до рок-клуба
После революции церковь стала гонима, а лютеранская – особенно. До 1917 года в России было около тысячи лютеранских священников, а в 1939 году не осталось ни одного – всех убили. «В 20-х годах здесь появилась первая и последняя в Советском Союзе лютеранская семинария, – отмечает Евгений Раскатов. – Здесь обучалось около 30 человек, но в 1934 году она была закрыта, семинаристы и профессора – расстреляны. Досталось даже абитуриентам: несколько десятков человек вычислили по спискам и расстреляли».
К 1939 году Анненкирхе перепроектировали под кинотеатр. Внутри построили лестницу, появился зрительный зал, над крестом – панно «Восстание Спартака». Кинотеатр «Спартак» просуществовал пять десятков лет. В 80-е это был кинотеатр Госфильмофонда – здесь шли картины, прокат которых уже заканчивался в советском союзе. «Кинотеатр последнего показа», как его называли петербуржцы.
В 90-е страну захлестнула волна дискотек, которые проводили в самых неожиданных местах. Анненкирхе не стала исключением. Церковь стала популярным местом тусовок молодёжи «лихих 90-х», что нашло отражение в культовом фильме «Брат». Храм появляется в первой части картины, где Данила Багров знакомится с девушкой Кэт. А музыкальный магазин во дворе, куда спускался герой Бодрова, работает до сих пор. Даже вывеска не изменилась.
В 1998 году в церкви прошёл первый рок-концерт. Кинотеатр переформатировали. Вначале это были «концерты в кинотеатре Спартак», а затем – рок-клуб «Спартак». В часовне расположился бар (в советское время был буфет), на втором этаже – игровые автоматы.
«Такое было время, что игровые автоматы стояли на каждой станции метро, и даже в церкви, – говорит настоятель Анненкирхе. – В главном зале этого храма выступали «Король и Шут», «Гражданская Оборона», «Ленинград» и другие. Я в своё время сам побывал здесь на нескольких рок-концертах».
Пожар и перформансы
В 2002 году суд обязал администрацию рок-клуба передать здание верующим. После этого случился пожар. Церковь была практически уничтожена: сгорела крыша, следы гари и копоти на стенах и потолке остались до сих пор. В таком виде Аннекирхе простояла шесть лет, на руинах начали расти деревья.
«Мы получили здание четыре года назад, не было электричества, отопления, везде песок, куски бетона, хлам, куча строительного мусора, – говорит Евгений Раскатов. Первое богослужение прошло на рождество – 25 декабря. Реставрация легла на наши плечи. Задача непростая: это же памятник федерального значения, каждый шаг нужно согласовать с КГиОПом. Сейчас идёт работа над проектом».
В конце 2014 года в Анненкирхе пришло несколько художников. Они предложили провести выставку современного искусства, которая называлась «Страх». После этого в церковь стали обращаться разные деятели искусств, начинающие артисты. Сейчас концерты, театральные постановки, перформансы и выставки привлекают от 5 до 10 тысяч человек ежемесячно. При этом в храме проводят службы.
«Практически все концерты и выставки носят благотворительный характер, часть денег идёт на реставрацию, многие музыканты играют бесплатно, чтобы поддержать возрождение Анненкирхе, – отмечает Евгений Раскатов. – На проект реставрации мы собрали средства своими силами. Недавно запустили аудиоэкскурсию: вы заходите в храм и каждые полчаса можете услышать рассказ об истории церкви. Если честно, мне теперь немного грустно, ведь раньше я сам проводил экскурсии. Я очень рад, когда ко мне подходят люди, всегда готов ответить на все вопросы, остальные дела подождут. Если будете в Анненкирхе, обязательно познакомьтесь с пастором!».