Примерное время чтения: 6 минут
3473

Снести храм. Красивейший собор Петербурга в советские годы спасла блокада

SPB.AIF.RU вспоминает, как лишь благодаря удивительному стечению обстоятельств памятник архитектуры был сохранен для потомков. Верующие люди считают, что сам Господь охраняет этот храм. Ведь ему несколько раз подписывали «смертный приговор».

Смертный приговор

История создания храма «Спаса-на-крови» связана с трагическим событием. На месте, где сейчас возвышается собор, в марте 1881 года было совершено седьмое покушение на императора Александра II. Через некоторое время самодержец скончался. Его сын, будущий государь российский Александр III, распорядился построить часовню на месте убийства отца. Вскоре на Конюшенной площади началось возведение величественного храма в «византийском» стиле. Существует придание, что проект в виде цветка тысячелистника с пятью лепестками увидел во сне архимандрит Троице-Сергеевой пустыни Игнатий. Строительство велось на протяжении 24 лет, и в 1907 году церковь была освящена.

Всего 10 лет храм спокойно функционировал. Надо отметить, что он не был приходским: вход туда производился по специальным пропускам, там проводились лишь отдельные службы, посвященные памяти Александра II. С наступлением Великой Октябрьской социалистической революции над собором начали сгущаться тучи. Его стали передавать из одного подчинения в другое, затем открыли для всех желающих. В итоге в первые годы Советской власти сооружение находилось под руководством «иосифляндцев». Это течение в Русской Церкви, которое безоговорочно поддержало коммунистический режим.

Спокойно храм функционировал всего 10 лет.
Спокойно храм функционировал всего 10 лет. Фото: АиФ-Петербург/ Марина Константинова

30 октября 1930 года президиум ленинградского ВЦИКа постановил закрыть храм Воскресенья Христова. Сперва с башен сбросили колокола. Потянулись годы ожидания. Коммунисты не знали точно, что делать с памятником архитектуры после закрытия. В 1931 году высокая комиссия по вопросам культа решает разобрать церковь до основания.

В это время в Москве варварски уничтожают храм Христа Спасителя. В Ленинграде большевики по непонятным причинам медлят. Вопрос о разборке здания откладывается на неопределенный срок. Собор используется как склад, непродолжительное время в его стенах располагалась дробильная мастерская для получения гранитной крошки.

Храм Христа Спасителя в Москве большевики все-таки взорвали.
Храм Христа Спасителя в Москве большевики все-таки взорвали. Фото: www.globallookpress.com

В 1938 году к вопросу о сносе возвращаются, но снова не доводят дело до конца. В документах храм проходит, как объект «не представляющий никакой архитектурно-художественной ценности».

До сих пор историки не пришли к единому мнению, почему же сооружение все-таки устояло. Поговаривают, что в стенах церкви к 1941 году даже просверлили отверстия и заложили взрывчатку. Но взрыв так и не прогремел. Саперов, выполнявших эту работу, в срочном порядке направили на фронт.

«Мечтаю снять леса»

В 1941 году грянула Великая Отечественная война, стало не до сноса церквей. В годы страшной блокады храм еще раз подтвердил свое название – на крови. В нем разместили городской морг, туда свозили тысячи и тысячи ленинградцев, умерших и погибших в то страшное время.

При одном из артиллерийских обстрелов в шатер центральной башни попал снаряд весом более 150 килограммов. Но он не взорвался, а лишь застрял в перекрытии свода. Пролежав в стропилах почти 20 лет,  был лишь случайно обнаружен верхолазами в 1961 году. Несколько специалистов под руководством бывшего пиротехника В. Демидова провели уникальную операцию по извлечению бомбы. Рискуя жизнями, они достали опасную находку с помощью лебедки и вывезли на Пулковские высоты, где она и была взорвана.

Наблюдательный зритель и сегодня может увидеть израненные взрывами и осколками стены собора, которые специально не стали реставрировать.

Уникальное внутреннее убранство собора.
Уникальное внутреннее убранство собора. Фото: www.globallookpress.com

После окончания войны вопрос о разрушении «Спаса-на-крови» больше не поднимался. Но издевательства над храмом продолжились. Долгие годы здесь находились разнообразные мастерские, картофелехранилище, склад декораций театра оперы и балета им. Мусоргского. Тогда же под сводами собора случился сильный пожар, который уничтожил значительную часть уникальной мозаики.

Лишь в 1968 году здание обрело статус памятника архитектуры. А в 1970 году сооружение передали государственному музею «Исаакиевский собор» в качестве филиала. К тому времени храм находился в крайне ветхом состоянии и требовал срочной реставрации. Вскоре купола обросли строительными лесами, работы проводились на протяжении 25 лет.

Такая длительная реставрация даже стала городским фольклором. Например, Александр Розенбаум пел «хочу придать домам знакомый с детства вид, мечтаю снять леса со «Спаса-на-крови». Ленинградцы даже шутили, что как только их уберут с башен, придет конец советской власти. Шутки оказались пророческими, леса убрали аккурат к 1991 году.

19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения храма, «Спас-на-крови» был открыт для посетителей. И теперь собор работает как музей, но по выходным и в дни больших праздников там проводятся богослужения.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах